20.06.14

Затарились новой проблемой

Федеральная таможенная служба преподнесла рыбакам подарок, который не на шутку их озадачил. Об этом шла речь на прошедшем в Союзе рыбопромышленников Севера очередном промысловом часе.

Федеральная таможенная служба преподнесла рыбакам «подарок», который не на шутку их озадачил. Об этом шла речь на прошедшем в Союзе рыбопромышленников Севера очередном промысловом часе.

В чем суть проблемы? 14 мая ФТС направила в свои региональные управления письмо «О совершении таможенных операций в отношении тароупаковочных материалов для рыбопродукции». Этот документ гласит, что с 1 июня нашу российскую тару для рыбы, которую берут на борт, рыбопромышленники должны декларировать: при выходе из родного порта - в режиме экспорта, а ввозя ее же назад - в режиме иностранного товара. Судовладельцы, ознакомившись с нововведением, посчитали его абсурдным. - Такого никогда не было! - прозвучало на промысловом часе. - Ни в одном порту мира капитан не декларирует судовые припасы. Существует международная конвенция, согласно которой наши капитаны при заходе судов в порт декларируют наркотики, оружие, табак, алкоголь как подакцизные товары. Но никто и нигде не подает декларации на тару и топливо, если они не являются товаром. Традиционно просто подается список: на борту столько-то ящиков, или коробок тары...

Введение нового порядка рыбаков Мурмана сильно огорошило. Причем речь не столько о таможенных расходах, сколько о потере промыслового времени и невеселой перспективе из-за этой тары, будь она неладна, попасть на административный протокол. И кто будет пересчитывать тару на борту, те 10 или 100 тысяч комплектов ящиков, которые свалены в трюме? Также непонятно, входят ли в нее полиэтиленовые пакеты, клей, скотч, иные упаковочные материалы...

На промысловом часе рыбопромышленники обсудили нововведение с заместителем начальника таможенного поста «Морской порт Мурманск» Русланом Гурьевым. И вывод сделали неутешительный: еще один чисто бюрократический барьер. Из ряда тех, что отваживают суда возвращаться с уловом в родной порт. Причем вышеупомянутое требование - это не приказ ФТС, зарегистрированный в минюсте, а служебное письмо. Однако злополучный документ таможенники взяли на вооружение и начали применять с 1 июня.

- Общее мнение рыбацкого сообщества таково, что экспорт и ввоз нашей тары как иностранных товаров создадут значительные трудности и приведут к нежеланию заходить в российские порты, чтобы избежать проблем с таможенным оформлением, - подчеркнул генеральный директор СРпС Василий Никитин. - И это при том, что из-за подобных причин количество судозаходов в порт Мурманск уже в прошлом году сократилось на 41 процент, а объем судоремонта в порту упал на 18 процентов. Все это, конечно, сопровождается сокращением рабочих мест, снижением отчислений в бюджет и внебюджетные фонды.

Свое ответное письмо рыбаки составили и отправили в федеральные органы. Будут ждать результата...

После весьма эмоционального обсуждения новых требований ФТС, рыбные генералы вступили в диалог с представителем санитарных органов. Вопрос касался оформления отхода судов в Роспотребнадзоре. Выяснилось, что до сих пор остро стоит проблема с прохождением плавсоставом медицинских комиссий. Мало того что порой моряки проходят их в новоявленных, достаточно многочисленных коммерческих структурах, но находятся еще и такие опрометчивые граждане, что за немалые, к слову, деньги попросту покупают фальшивку в надежде, что проскочит.

- Вы не представляете, сколько у нас еще совсем недавно отлавливалось поддельных комиссий, - посетовала начальник отдела санитарного надзора на транспорте и охране границы управления Роспотребнадзора по Мурманской области Елена Кожухова.

- Но мы-то при чем? - изумились рыбопромышленники. - Мы же не медики, чтоб в этих тонкостях разбираться.

- Я к вам не в претензии. Тем более что в последнее время количество левых комиссий значительно уменьшилось. Работа на этот счет ведется серьезная. Но хочется, чтобы и ваши кадровики более тщательно подходили к оформлению медицинских документов. Внимательнее смотрите санитарные книжки, не создавайте нам проблем, и мы тогда будем оперативнее обрабатывать отход судна.

Не все судовладельцы встретили предложение с пониманием, некоторые возмутились: еще и медициной заниматься? Однако большинство отнеслось к просьбе по-деловому. Ведь хорошо известно, чем грозит поддельная санкнижка и ее зачастую нездоровый владелец на борту в длительном тяжелом рейсе.

Но, конечно, больше всего рыбацких генералов, собравшихся на традиционный промчас, интересовала промысловая обстановка в Северном бассейне. Как доложил директор научно-производственной компании «Морская информатика» Дмитрий Клочков, к концу первой декады июня темпы выбора квот трески и пикши составили, соответственно, 53,1 и 50,1 процента. Это существенно выше, чем в прошлом году - 44,9 и 46,3 процента. Основной промысел путассу будет вполне успешно продолжаться в открытой части Норвежского моря. Там же вероятны значительные скопления скумбрии. Учитывая увеличение национальной квоты России на нее до 102 тысяч тонн, рекомендуется сосредоточить флот в этот период именно в южном и юго-восточном районах открытой части Норвежского моря.

- Компании, входящие в СРпС, должны выловить порядка 38 тысяч тонн скумбрии, - отметил первый заместитель генерального директора союза Валерий Тихончук. - Сельди у нас несколько меньше, но ее добыча также обещает быть активной. Думаю, обстановка в промысловых районах будет достаточно напряженной, потому что в сравнительно небольшой период времени предстоит освоить приличный объем квот, и особенно скумбрии.

«Мурманский вестник»