28.04.08

Заседание коллегии ФТС России

25 апреля 2008 года состоялось заседание коллегии Федеральной таможенной службы, на котором были рассмотрены вопросы организации таможенного оформления и таможенного контроля в морских пунктах пропуска, а также ряд вопросов по исполнению Административного регламента по ведению Реестра таможенных брокеров.

Открывая заседание коллегии, руководитель ФТС России Андрей Бельянинов заявил, что, по состоянию на 24 апреля с.г., план по сбору таможенных платежей выполнен на 100,7 %. В доход федерального бюджета таможенными органами перечислено 1 326 млрд. рублей. В рамках обсуждения первого вопроса повестки заседания была рассмотрена ситуация, связанная с ввозом на территорию РФ товаров водным транспортом, а это четверть всех товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу. В настоящее время в наиболее крупных и значимых в системе международных перевозок РФ морских портах (Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Находка и др.) не установлены пункты пропуска, хотя фактически они функционируют. Существует и обратная ситуация, когда ряд морских пунктов пропуска установлены на территориях, не наделенных статусом морского порта. Такое положение не соответствует требованиям законодательства и ставит таможенные органы в условия вынужденного нарушения требований Таможенного кодекса РФ.

Еще одной проблемой, осложняющей выполнение функций таможенных органов, является несоответствие обустройства морских портов требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска через границу. Это и недостаточное техническое оснащение, и дефицит площадей под служебные помещения для государственных контрольных органов, и несоответствие транспортной инфраструктуры интенсивности грузопотоков, проходящих через порты. В загруженности морских (речных) портов не последнюю роль играет субъективный фактор. Участники внешнеэкономической деятельности подают документы, необходимые для осуществления таможенного оформления товаров, как правило, не ранее чем через 4 дня со дня прибытия груза в порт. Это влечет за собой нарушение ритмичности работы таможенных органов, затоваривание складских помещений порта и, как следствие, недовольство самих участников внешнеэкономической деятельности.

Среди основных задач, направленных на ускорение таможенного оформления товаров в морских (речных) портах, на ближайшую перспективу определены: наряду с совершенствованием правовой основы функционирования морских (речных) пунктов пропуска и развитием их материально-технической базы исключение из компетенции таможенных органов, расположенных в портах, функций по основному таможенному оформлению. Их прерогативой будет осуществление таможенных операций, направленных на обеспечение контроля разгрузки и перевалки прибывающих (убывающих) грузов, а также по выдаче разрешений на таможенный транзит. Непосредственное таможенное оформление товаров и транспортных средств будет осуществляться в так называемых "сухих" портах - терминалах, расположенных на некотором удалении от морского (речного) пункта пропуска. Еще одним направлением совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля в морских (речных) пунктах пропуска является разработка эффективного механизма осуществления "сквозного" таможенного контроля в порту. В рамках этого направления предполагается создание в таможенных органах программного продукта, обеспечивающего автоматизированный учет судов и перевозимых на них товаров, и общероссийской базы данных судов, осуществляющих международные перевозки. Это позволит облегчить осуществление таможенного контроля судов, поскольку информационный обмен между таможенными органами и соответственно возможность получения информации станут более оперативными.

Также на заседании коллегии были рассмотрены вопросы исполнения Административного регламента по ведению Реестра таможенных брокеров. Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей), утвержденный приказом ФТС России от 10.10.2007 № 1257, вступил в силу 27 декабря 2007 года.

Институт таможенных брокеров на сегодняшний день - один из важнейших элементов околотаможенной инфраструктуры. Из года в год количество таможенных деклараций, оформленных таможенными брокерами, увеличивается. Увеличивается и количество юридических лиц, включенных в Реестр таможенных брокеров. Сегодня это 421 организация.

Исполнение таможенными органами функции ведения Реестра таможенных брокеров осуществляется посредством включения юридического лица в Реестр и выдачи ему соответствующего свидетельства о включении в Реестр. Анализ функционирования института таможенных брокеров и осуществления ими своих полномочий выявил ряд проблем, решение которых возможно только путем внесения изменений в законодательство.

Таможенными органами в текущем году планируется внести такие изменения. Это позволит оптимизировать процесс таможенного оформления товаров таможенными брокерами, свести к минимуму количество ошибок, допускаемых ими при осуществлении таможенного оформления и ведущих к совершению административных правонарушений.

Изменения в первую очередь будут направлены на ужесточение требований к уровню квалификации лиц, состоящих в штате таможенного брокера. Планируется увеличить объем курса по обучению специалистов по таможенному оформлению по программам повышения квалификации в их сфере деятельности, повысить требования к уровню знаний при сдаче квалификационного экзамена для получения аттестата специалиста по таможенному оформлению, а также наделить правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера исключительно специалиста по таможенному оформлению. Принятые на коллегии ФТС России решения в большинстве своем направлены на совершенствование законодательства и имеют своей целью дальнейшее оздоровление ситуации в околотаможенной сфере.

Пресс-служба ФТС РФ 28.04.2008