30.03.09

Защищайте свои права!

Важной гарантией обеспечения прав и законных интересов лиц, вступающих с таможенными органами в административно-властные отношения, является правовая возможность гражданина обжаловать решения государственных органов, обеспеченная на законодательном уровне и успешно реализуемая в правоприменительной практике. Институт обжалования решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц впервые был закреплен положениями Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г. Действующий Таможенный кодекс Российской Федерации (2003) также регламентирует процедуру обжалования решений и действий таможенных органов и их должностных лиц.

В отличие от Таможенного кодекса 1993 года порядок обжалования в действующем Таможенном кодексе Российской Федерации предусматривает альтернативу в выборе способа обжалования. Если ранее решение, действие (бездействие) таможенного органа могло быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем таможенном органе, то в настоящее время заинтересованное лицо может не только выбрать одну из форм защиты своих прав (административную или судебную), но также вправе одновременно либо позднее обратиться в судебный орган с аналогичными требованиями. При этом, Кодексом определен приоритет судебного порядка обжалования: если жалоба подана одновременно в суд (арбитражный суд) и в таможенный орган, то она подлежит рассмотрению судом (арбитражным судом).

Жалоба на решение таможенного органа или начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган, а на решения должностного лица таможенного органа – в таможенный орган, в котором проходит службу это лицо. Жалоба на решение Федеральной таможенной службы подается непосредственно в ФТС России. Жалоба может подаваться как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение или действие которого обжалуется.

Необходимо помнить, что жалобу можно отозвать в любой момент до принятия по ней решения, и это не препятствует повторной подаче жалобы по тому же поводу при соблюдении общих требований, установленных Таможенным Кодексом Российской Федерации, включая и срок обращения.

Обратиться с жалобой любое лицо вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов. И также в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие и совершение которых предусмотрено Кодексом. Пропущенный срок может быть восстановлен таможенным органом при наличии уважительной причины, ссылка на которую содержится в самом тексте жалобы, либо в отдельно поданном вместе с жалобой ходатайстве с приложением документов, подтверждающих наличие и период существования такой причины.

Несмотря на то, что законодательством не установлен перечень причин, при наличии которых срок для обращения с жалобой подлежит восстановлению, на практике в качестве таковых признается следующие: болезнь, длительная командировка, тяжелые семейные обстоятельства. Обязательными требованиями к форме и содержанию жалобы являются следующие:

- письменная форма, подпись обратившегося лица с указанием фамилии, имени, отчества, наименования (для юридического лица), места жительства (местонахождения). Если лицо действует от имени и по поручению заинтересованного лица, чьи права нарушены, то к жалобе должен быть приложен соответствующий документ, удостоверяющий полномочия лица на такое обращение (например доверенность);
- указание наименования таможенного органа, решение (действие, бездействие) которого обжалуется, а также фамилии, имени, отчества должностного лица (если они известны), решение (действия, бездействие) которого обжалуются;
- существо обжалуемых решения, действия (бездействия).
Если не соблюдены вышеуказанные требования, то в рассмотрении такой жалобы будет отказано по существу. Также в рассмотрении жалобы по существу будет отказано и в следующих случаях:
- если не соблюдены установленные сроки для обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока, либо такое заявление оставлено без удовлетворения;
- лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба либо принята судом к рассмотрению, либо по ней уже вынесено решение;
- предметом жалобы являются решение и действие органа, не являющегося таможенным, либо должностного лица органа, не являющегося таможенным.

Подача жалобы по общему правилу не приостанавливает исполнения обжалуемых решений и действий. Такое право (приостановить действие) предоставлено таможенному органу, рассматривающему жалобу при наличии оснований полагать, что обжалуемые решения и действия не соответствуют законодательству РФ, а также в случае, если неприостановление исполнения решения и действия полностью или частично может иметь необратимый характер.

В действующем Таможенном кодексе максимальные сроки рассмотрения жалобы сокращены до двух месяцев (общий срок рассмотрения составляет один месяц, в случаях, определенных Кодексом, он может быть продлен еще на один месяц).

Сокращение сроков рассмотрения жалобы обусловлено общей концепцией Таможенного кодекса, направленной на сокращение времени выполнения таможенных формальностей, и способствует как оперативному разрешению таможенных споров, так и эффективной защите прав участников ВЭД. Одной из гарантий, обуславливающей эффективность и действенность института обжалования является упрощенный порядок обжалования. Особенности данного порядка обжалования заключаются в следующем: 1) жалоба при упрощенном порядке подается исключительно в случаях обжалования решения, действия должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. руб. и (или) одного транспортного средства.

2) лицо обращается именно с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу таможни (таможенного поста). Если обжалуются решения, действия, бездействие начальника таможенного поста - с жалобой необходимо обратиться непосредственно к начальнику таможни, в регионе деятельности которой этот пост находится;
3) рассмотрение жалобы происходит безотлагательно. В равной степени решение по нему принимается немедленно.

Решение по жалобе в данном случае принимается в форме акта. Возможность упрощенного обжалования позволяет более оперативно разрешать споры и никоим образом не ослабляет возможность защиты лицом своих прав и свобод, поскольку рассмотрение жалобы в упрощенном порядке и принятие по ней решения не препятствуют последующему обжалованию решения, действия (бездействия) в общем порядке – обжалование в вышестоящий таможенный орган либо в суд. Важно заметить, что досудебный (или административный) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц таможенного органа имеет ряд преимуществ: во-первых, это простота и оперативность рассмотрения; во-вторых, отсутствие уплаты государственной пошлины; в-третьих, возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа.

Таким образом, установленный законом порядок обжалования позволяет участникам внешнеэкономической деятельности в полной мере защитить свои права и законные интересы от незаконных решений, действий таможенных органов и их должностных лиц и служит достойной альтернативной судебному порядку обжалования.

Получить консультации по вопросам таможенного дела, а также о порядке обжалования решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц граждане и организации могут в Хакасской таможне. Адрес таможни: г. Абакан, пр. Дружбы народов, 3А. Телефон для справок: (8-3902) 29 96 16, 29 96 40.

М.В. Зуева
начальник правового отдела Хакасской таможни