13.07.16

За шесть месяцев Бронка перевалила 20% от годового плана

За первые шесть месяцев 2016 г. ММПК «Бронка» принял 53 судна, объем перевалки контейнеров составил 13 831 TEU, накатных и генеральных грузов – 9859 т, сообщила компания. Общий грузооборот составил 96 273 т, до конца текущего года порт планирует обработать 475 000 т, следует из презентации Алексея Шуклецова, исполнительного директора ООО «Феникс» (входит в холдинг «Форум», инвестор строительства), на координационном совете по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти.

Первая очередь Бронки, которая включает контейнерный терминал (на 1,45 млн TEU) и терминал накатных грузов (260 000 единиц), открылась в декабре 2015 г. Общие инвестиции в порт до 2036 г. оцениваются в 59,5 млрд руб., в том числе 42,6 млрд руб. – частные. Минтранс РФ уже вложил 16,8 млрд руб. в строительство подходного канала, развязки с КАД и т. п. «Феникс» потратил 19,4 млрд руб. на шесть причалов, намыв около 94 га, инженерные сети и т. п. В порт заходят морские линии Finnlines и CMA CGM. Открытие центра электронного декларирования (ЦЭД), которое ФТС запланировала на 1 июля, отложено (см. врез).

Гендиректор и совладелец «Феникса» Дмитрий Михальченко арестован до 29 сентября за контрабанду алкоголя.

К 2020 г. порт планирует достичь грузооборота в 3,8 млн т, включая 220 000 TEU, к 2025 г. – 8,1 млн т и 630 000 TEU, следует из материалов компании. Увеличить грузооборот в компании рассчитывают за счет перераспределения грузопотока с сопредельных государств и с автомобильного транспорта, а также естественного прироста.

Объем перевалки в российских портах Балтийского бассейна за первые шесть месяцев 2016 г. увеличился на 2% до 116,5 млн т (в целом по России – на 6%). Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург, где сосредоточено до 95% от всего контейнерооборота города и области, упал на 8% до 24,2 млн т. За пять месяцев 2016 г. порт Санкт-Петербург обработал 738 000 TEU, Усть-Луга – 31 000 TEU.

Бронку ожидает очень медленный рост операционных показателей, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов: «В 2015 г. контейнерный рынок в России упал на 26% и c 2017 г. будет восстанавливаться максимум на 5–7% в год. На Балтике очень много свободных контейнерных мощностей». Привлечь клиента из крупного привычного порта можно только за счет ценового демпинга, но грузоотправители и грузополучатели очень осторожно относятся к переходам на новые площадки, отмечает Юминов. Ситуация вокруг основного акционера порта Михальченко не внушает оптимизма и снижает интерес к порту, добавляет эксперт.

Развитию Бронки будет мешать сильная конкуренция, соглашается аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. В 2015 г. совокупный оборот контейнерных терминалов на Балтике, по его словам, упал примерно на четверть.

Бронка за первый год способна принять примерно 25 000–30 000 TEU, прогнозирует директор Infranews Алексей Безбородов. По его словам, такие объемы будут характерны для порта ближайшие два года – нужен профессионализм и отработанные процессы. Морским линиям нужны существенные причины, чтобы поменять маршрут, пока их нет, резюмирует эксперт.

Увеличить грузооборот в Бронке помог бы собственный таможенный склад, но это потребует от ФТС внесения изменений в нормативные правовые акты, замечает Дмитрий Суховерша, руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic.

Ведомости