04.03.11

Вслед за декларацией переходим к реальной работе

Таможенный союз России, Казах­стана и Беларуси, начавший действовать в прошлом году, – важная ступень к формированию единого экономического пространства. Эта мысль звучала практически в каждом выступлении на прошедшей в Астане Международной научно-практической конференции «Таможенный союз: итоги первого года. На пути к единому экономическому пространству».

Конференция проходила под эгидой 20-летия независимости Казахстана. Именно последовательная многовекторная интеграционная политика республики и проявленная президентом Нурсултаном Назарбаевым политическая воля во многом позволили перевести формирование Таможенного союза из благих намерений в практическое русло. Примечательно, что об этом больше говорили не представители хозяев мероприятия, а гости из других стран.

Действительно, ещё в 1994 году президент Казахстана, выступая в Московском государственном университете, обнародовал идею единства евро-азиатского пространства. И уже в следующем году было подписано соглашение о Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Беларусью.

И плоды этой работы сегодня выглядят впечатляюще. Участники Таможенного союза согласовали тарифы по более чем 11 тысячам товаров. По данным экспертов, введение единого тарифа, отмена пошлин и снятие экономических ограничений позволят нашим трём странам к 2015 году увеличить ВВП почти на 15 процентов, дадут прирост прибыли на сумму более 400 миллиардов долларов.

По мнению директора по международным проектам Института национальной стратегии Юрия Солозобова, Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС), в рамках которого создан Таможенный союз, становится сегодня новым центром развития в этом регионе мира. Поэтому целесообразно принять такую декларацию о финальных целях интеграционной политики, которая стала бы чётким ориентиром для государств, руководством для чиновников исполнительных структур, своеобразным компасом для предпринимателей.

О незаменимой роли интеграции говорил на конференции и исполняющий обязанности директора белорусского Института экономики Андрей Марков. Безусловно, он прав в том, что для инновационного прорыва усилий одной, даже достаточно сильной, страны сегодня недостаточно. Надо дополнять друг друга. Поэтому только использование ресурсных, научных и других возможностей наших стран позволит разрабатывать и создавать наукоёмкую продукцию, с которой можно смело выходить на мировой рынок.

Одним из обязательных условий для продвижения продукции стран – участниц Таможенного союза на международный рынок является гармонизация их законодательств с европейским, на что уйдёт три-четыре года. Об этом на конференции заявил первый заместитель председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов. В противном случае, по его мнению, нас ждёт судьба Польши и Эстонии, когда их отдельные отрасли экономики оказались неконкурентоспособными на европейском уровне.

В целом даже небольшой срок действия Таможенного союза доказал свою состоятельность. Переход на единую систему регулирования, ведение документооборота по единой методологии, другие новшества позволяют углублять отношения между нашими странами не только формально, но, что самое главное, и по содержанию. Конечно, порой получается «блин комом». Например, в августе прошлого года возникла проблема из-за того, что российские таможенники требовали сертификаты происхождения товара, перемещаемого из Казахстана. Хотя с 1 июля этот документ при пересечении границы между нашими странами уже не требовался. Вопрос был рассмотрен на заседании Комиссии союза с приглашением председателя Таможенной службы России. В тот же день было принято соответствующее решение, и буквально через два дня всё утряслось. Разумеется, это издержки роста, которых станет меньше, когда будет отлажен механизм взаимодействия.

Евгений Михайлов, постоянный представитель РФ при ЕвразЭС:

– Формирование Таможенного союза и единого экономического пространства являются целью ЕвразЭС, что записано в основополагающем документе. Эта цель сейчас реализуется. Сообщество, как международная организация, выполняет свою функцию. Союз, дающий возможность свободного перемещения товаров, создан, и мы будем работать над следующей фазой – евразийским экономическим союзом. Это даст возможность свободного передвижения капиталов, услуг, рабочей силы и так далее. Уже создана правовая база единого экономического пространства. В рамках ЕвразЭС идёт внутренний процесс развития этой организации, повышается уровень интеграционного взаимодействия. Когда полноценно заработает единое экономическое пространство, мы сможем идти дальше в плане сближения в валютной сфере и по другим направлениям. Вероятно, вхождение в этот процесс Таджикистана и Кыргызстана зависит от степени готовности их экономик. Мы открыты и для других стран. В этом смысле очень важно создание зоны свободной торговли на пространстве СНГ, что усилит фундамент нашего экономического взаимодействия. А устранение таможенных и других барьеров в зоне свободной торговли будет способствовать присодинению к Таможенному союзу и других государств. В этом году, который ознаменует 20-летие СНГ, можно ожидать такого прорыва.

Тимур Сулейменов, вице-министр экономического развития и торговли Республики Казахстан:

– На наш взгляд, однозначно заметно влияние Таможенного союза на торговые отношения между Казахстаном и Россией. В частности, торговый оборот между нашими странами увеличился почти на 30 процентов. Для нас это произошло в основном за счёт увеличения экспорта в Россию. Это один из значимых индикаторов того, что союз принёс реальные улучшения в сфере торговли. Сегодня, говоря о результатах, надо чётко отдавать себе отчёт в том, что он начал функционировать только с 1 июля прошлого года. Время, прошедшее после этого, не позволяет пока сделать полноценный анализ. Как говорится, «большое видится на расстоянии». Я думаю, более полный анализ всех плюсов и минусов Таможенного союза мы сможем провести в конце этого или в начале следующего года. Но уже сегодня, размышляя над тем, о чём говорили на конференции, приходишь к выводу, что у нас, помимо абсолютных показателей, таких как увеличение товарооборота, взаимных инвестиций и количества совместных предприятий, появилась дополнительная нематериальная категория, своего рода конкурентная составляющая. Наши российские гости говорили, что по ряду моментов мы немного отстаём от России. Но, учитывая то, что у нас теперь единые таможенная территория и экономическое пространство, бизнесу гораздо легче развиваться. Поэтому для того чтобы не проиграть, необходимо проводить реформы как в Казахстане, так и в России. И это как раз тот нематериальный актив, который подталкивает правительства наших стран к тому, чтобы перенимать друг у друга лучшее.

НАША справка

В 1995 году руководители России, Белоруссии, Казахстана, а чуть позже – Киргизии, Узбекистана и Таджикистана подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕвразЭС. Современный договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан в Душанбе 6 октября 2007 года.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств было принято около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. Весной 2010 года между руководством стран-участниц начались разногласия, и 28 мая Председатель Правительства России Владимир Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.

С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 года – в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Таможенный союз вступил в действие.

Парламентская газета