27.10.05

Волшебные превращения мобильников и холодильников

Почему границу пересекают теннисные мячики и крышки канализационных люков, а в магазины приезжает бытовая техника?

В прошедший вторник таможенники отмечали свой профессиональный праздник. В этот день в 1653 году появился первый единый таможенный устав, а 25 октября 1991 года был создан Государственный таможенный комитет России (ныне - Федеральная таможенная служба). Были поздравления и победные рапорты: за 9 месяцев этого года таможня принесла в бюджет 1,5 триллиона рублей. Но контрабанда и серый импорт по-прежнему живы.

На рынке электроники на меня коршуном напал продавец:

- Бери, не раздумывай! Скоро все так подорожает, что - мама дорогая!

- Это еще почему?

- Газет не читаешь?! Таможня развоевалась, всем импортерам воздух перекрыла, с мобильниками вон что учудила - у ребят прилавки пустые, а что есть - стоит на тысячу рублей дороже, чем летом! А теперь и до остальной техники добирается, серый импорт гробит, придется все завозить в белую , а это денег стоит...

- Ничего, у тебя полно и отечественных товаров. - Показываю на телевизоры российской сборки, хоть и маскирующиеся под импорт.

- Если весь импорт подорожает, то наши что, дураки, что ли, чтобы цену держать? Тоже поднимут!

Во как! До сих пор мне не было никакого дела, по какой схеме растаможен товар в магазине - по белой, серой или черной, да хоть по зеленой в бурую крапинку! Но если действия таможни угрожают подорожанием всей бытовой электроники и бьют по моему карману, то хотелось бы понять - а за что, собственно, я буду платить?

Один серый , другой белый ...

Паника началась в августе, когда милиция арестовала на шереметьевской таможне огромную партию (300 тонн!) мобильных телефонов. Причина: их пытались растаможить как теннисные шарики и как крышки канализационных люков (додумался же какой-то юморист! Чтобы канализационные люки возить самолетами?!). Потом вроде бы еще тонн двести телефонов арестовали у оптовиков, вдогонку. На рынке возник ажиотаж, многие модели мобильников вообще исчезли с прилавков, а оставшиеся взлетели в цене.

В сентябре таможенники обратились к крупнейшим иностранным производителям бытовой техники: пришлите свои прайс-листы и списки официальных импортеров. Дескать, их мы будем проверять по упрощенной схеме, а всех остальных будем шерстить по-настоящему, сверяя таможенные декларации с прайс-листами производителей. Объявляем, мол, войну серым импортерам!

Раньше-то как было? Был у таможни профиль риска - список средних цен на товары, составленный на основе российских розничных цен. Скажем, телевизоры. Есть дешевенькие китайские маленькие, а есть и супернавороченные, огромные, японской или европейской сборки. Средняя цена, попадавшая в профиль риска , - к примеру, 100 долларов. Везешь ли китайский, купленный за 30 долларов, или японский долларов за 500 - на таможне только смотрели, чтобы заявленная стоимость была не ниже, чем в профиле риска . Чем и воспользовались серые импортеры, чтобы минимизировать таможенные сборы. В результате японская техника у нас зачастую продавалась дешевле, чем в США и Европе, где с таможней шутить не очень принято.

Теперь эту благодать нам поломают. Впору устраивать демонстрации протеста в защиту серых импортеров! Платить больше не хочется!

Однако давайте сначала разберемся, что такое импорт серый , белый и черный , а потом уж решим, как нам относиться к действиям таможни.

Частная таможня

- Вот эти фуры я буду растаможивать в лоб , по-белому , - показывает знакомый таможенный брокер на машины, стоящие за забором на территории терминала. - Тут никаких особых проблем не предвидится, разве что клиент просит прогнать их поскорее, а статуса официального импортера у него нет. Официалы проскакивают через таможню в считанные, можно сказать, часы, ну - за пару-тройку дней. А тут придется немножко пошустрить...



Пошустрить - значит, оформить документы и привлечь внимание таможенного инспектора вне очереди, а это предполагает плату за срочность. Наличными, разумеется. Отчасти это окупается экономией на платежах за хранение товара, ведь все таможенные терминалы у нас - частные. Есть у фирмы склады и территория для автостоянки где-нибудь на большой трассе, неподалеку от крупного города - пожалуйста, может обращаться за лицензией на право стать таможенным терминалом. Если она будет соответствовать требованиям (оборудует места для работы таможенных инспекторов, закупит компьютеры и т. д.), то почему бы и нет? По крайней мере так это выглядит в теории. На практике все, конечно, сложнее - случайный человек хозяином таможенного терминала не станет, уж очень большие деньги здесь крутятся.

Импортер, проходящий растаможку по-белому , должен заплатить государству НДС (18% от заявленной стоимости товара), таможенную пошлину (20%, если это бытовая техника), ну и по мелочи: таможенному брокеру (без него не обойдешься), за автостоянку, за складские услуги... Раза в полтора как минимум товар дорожает. Зато совесть чиста и можно спать спокойно.

Все остальные импортеры - рискуют.

Соло для контрабаса

- Для Уголовного кодекса что серый импортер, что черный - все едино: контрабанда. А также подлог документов и мошенничество. И еще целый ряд статей может всплыть, если хорошо покопаться, - рассказывает сотрудник управления по борьбе с экономической преступностью, очень просивший не называть имени. - Для нас разница в одном - с чистым контрабандистом, везущим ценности вообще мимо таможни без всяких документов, по-черному , возни меньше. Бери его и товар, оформляй и отправляй дело в суд, контрабас - он и есть контрабас . А вот с серыми работать хлопотно, обычно это ребята юридически грамотные, к ним на кривой козе не подъедешь...

- Серыми схемами, как мне кажется, балуются все, даже самые белые и пушистые официальные импортеры, - откровенничает таможенный брокер. - Более того, сплошь и рядом белые и серые - один и тот же клиент. Он мне говорит: вот эту часть мы пускаем в лоб , а вот эту - по такой-то схеме. Официальным импортерам даже и полегче мутить серые схемы - у них ведь упрощенный порядок растаможки. Заявляют калькуляторы по три цента за тонну, а везут карманные компьютеры по полтонны зеленью (по 500 долларов. - Прим. автора) за штуку - и никто их, официалов, не смотрит.

Главный смысл любой серой схемы: занизить таможенную стоимость ввозимого товара и не попасться. А если попался - то чтобы ничего доказать было нельзя.

- В том и сложность борьбы с серыми схемами, что каждое отдельно взятое звено цепочки ничего нелегального, по сути, не совершает, - сетует сотрудник УБЭП, которому я показал эту схему, давно, впрочем, ему известную. - Чтобы взять контрабандистов, нужна очень точная наводка. Обычно нам такую информацию сливают конкуренты - вот тогда возможна операция.

Фура в фуражке

По похожей - разве что еще более сложной, с большим числом звеньев в цепочке - схеме поставлялась мебель в крупнейшие московские магазины Гранд и Три кита . В 2002 году вокруг этого разгорелся такой скандал, что дошло даже до В. Путина, который взял дело под свой контроль. Замешаны в дело о Трех китах оказались высокие чины из ФСБ, МВД и Генеральной прокуратуры, не говоря уж о таможне. Самые могущественные в нашей стране крыши делили лакомый кусок - такое впечатление сложилось у постороннего наблюдателя. И это лишний раз подтверждает распространенность серых схем.

Сейчас серые импортеры сильно невзлюбили наземный транспорт: вагон или фура едут долго, на проверку можно напороться запросто.

То ли дело - аэропорт! Борт прилетел, его груз тут же перекинули на машины, документы в зубы - и за ворота! А там прикопаться уже очень трудно. Если вдруг на терминале проверка - борт сидит в стране отправления и не рыпается. Проверка закончилась, звонок - борт вылетел.

Пройти в зону аэропорта оперативникам из милиции просто так не удастся - особо охраняемая территория, тут и своя служба безопасности, и фээсбэшники. Да еще угроза терактов...



Минус аэропортов: везти выгодно только легкие грузы. Те же мобильники и прочую малогабаритную, но ценную технику. Холодильники, скажем, придется везти автотранспортом или по железной дороге. Поэтому серые схемы при импорте крупногабаритной бытовой техники после объявленной таможней войны сойдут, скорее всего, на нет. Хотя махинации при пересечении товарами границы были, есть и будут.

Иногда они бывают парадоксальными и забавными. Например, таможня в своих профилях риска установила, что декларируемый товар не может стоить меньше такой-то суммы. А китайский производитель продает его на самом деле гораздо дешевле! И наш импортер вынужден фальсифицировать бумаги, чтобы завысить (!) таможенную стоимость и заплатить больше денег на границе!

Кто теряет и кто находит?

Итак, кто оказывается в выигрыше, а кто в проигрыше при сером импорте?

Проигрывает государство. Это и само по себе немало - таможенные сборы поступают в бюджет, из которого выплачиваются пенсии, зарплаты бюджетникам и т. д. и т. п.

Общий объем серого импорта не берется оценить ни один из экспертов. Говорят, что по разным группам товаров он составляет от 10 до 90 процентов. Два-три года назад было побольше, сейчас поменьше. Но, думаю, что 30% от общего объема импорта сегодня будет не очень далеко от истины. В 2004 году мы, по данным Федеральной таможенной службы, импортировали на 75 миллиардов долларов. Миллиардов двадцать, надо полагать, остались незамеченными таможней. Если такая оценка верна, то казна недополучила около десяти миллиардов долларов.

Но давайте посмотрим еще чуть-чуть глубже.

Серый импорт - это: 1) Обман государства. 2) Создание целого сектора теневой экономики (оффшоры, фирмы-однодневки, банки-паразиты...). 3) Развращение работников таможни. 4) Грязные методы конкуренции между предпринимателями

Мало? Добавлю. Россия готовится вступать во Всемирную торговую организацию. Одно из условий вступления - прозрачность внешнеторговых организаций. А какая тут прозрачность, если китайская таможня рапортует об одних объемах экспорта в Россию, а наша - дает цифру на три миллиарда долларов меньшую? То же самое и с другими торговыми партнерами.

Государство устанавливает таможенные пошлины не только для того, чтобы деньги из людей выжать. Оно таким образом еще и защищает внутреннего производителя. Серый импортер завозит иностранные товары по низкой цене, обходит протекционистские барьеры и тем самым ставит подножку отечественным производителям. А им и без того трудно бороться с импортным товаром в условиях, когда реальный курс рубля растет. В результате прибыль на наших заводах падает, повышать зарплату и создавать новые рабочие места там не могут.

Наконец, давайте вспомним, что было с новыми импортными автомобилями. Везли их все, кому не лень, растаможивали по разным схемам. Пока так было - ни один западный автопроизводитель свои заводы у нас не ставил.

Закрыли лазейки, поломали серые схемы - цены на новые иномарки пошли вверх, продажи упали. И вот уже на территории России один за другим возникают сборочные автозаводы западных фирм, а это и рабочие места, и налоги, и технологии...

Зачем иностранным производителям бытовой электроники строить свои заводы у нас, если серые импортеры гарантируют рост продаж?

Вот так и получается: с одной стороны, нам, покупателям, выгоден серый импорт. А с другой - это чистое вредительство нам же, но уже как гражданам. Что для нас важнее - наша личная, шкурная выгода или наши интересы как граждан государства?

Вот принципиальная схема работы таможенного терминала:

Клиенты имеют дело только с брокером. Он платит и белые деньги (хозяину терминала, таможне, декларантам и т. д.), и черные (хозяину терминала, который от кого попало их не возьмет, а получив от брокера - передает коррумпированным таможенникам, которые ни от кого другого их тоже не возьмут). Если кто-то из цепочки попадается - всю вину берет на себя, иначе в уголовном деле возникает понятие преступной группы , а это совсем другая статья Уголовного кодекса.

Комсомольская правда 27.10.05