05.08.10

В ЮТУ обсудили влияние обустройства морских пунктов пропуска на эффективность таможенного контроля и совершение таможенных операций

3 августа 2010 года в Южном таможенном управлении состоялось выездное расширенное совещание, в котором приняли участие начальник ЮТУ Александр Гетман, врио руководителя Южного территориального управления Росграницы Владимир Шматко, Волго-Донской транспортный прокурор Денис Шевырев, начальник отдела по надзору за исполнением таможенного законодательства Южной транспортной прокуратуры Владислав Авцын, начальники таможен, имеющих морские пункты пропуска (Ростовской, Таганрогской, Новороссийской, Сочинской, Краснодарской, Дагестанской, Астраханской) и представители аппарата ЮТУ, сообщили в Пресс-службе ФТС РФ.

На борту таможенного судна ТС-594 собравшиеся обсудили влияние обустройства пунктов пропуска на эффективность таможенного контроля и совершение таможенных операций. Данный вопрос является особенно актуальным в условиях функционирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Развитие системы пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу РФ имеет большое значение в системе охраны и защиты экономических рубежей России, и наибольшая нагрузка лежит на пунктах пропуска, расположенных в морских портах. Следует отметить, что морские порты ежегодно обрабатывают более 60% внешнеторговых грузов и являются стратегическими транспортными объектами, играющими важную роль в обеспечении внешней торговли, обороноспособности, развитии и использовании транзитного потенциала, перевозок грузов и пассажиров, а также транспортной независимости нашего государства.

На юге России расположены 15 морских портов, открытых для международного сообщения либо в которых установлены пункты пропуска через государственную границу РФ: Астрахань и Оля Астраханской; Махачкала Дагестанской; Ейск, Кавказ, Темрюк, Туапсе, Тамань Краснодарской; Геленджик, Анапа, Новороссийск Новороссийской; Азов и Ростов-на-Дону Ростовской; Сочи Сочинской и Таганрог Таганрогской таможен. Основной нагрузкой этих портов являются перевалка насыпных и наливных сырьевых товаров (нефтепродуктов, леса и лесоматериалов, стального проката, металлолома, зерновых культур, угля, минеральных удобрений и др.), а также осуществление контейнерных перевозок. При этом преобладает экспортное направление и транзит товаров (продукты химической промышленности, зерновые культуры, минеральные удобрения).

Только за первую половину 2010 года таможенную границу Российской Федерации в морских пунктах пропуска пересекли 16 тыс. грузовых и 90 единиц пассажирских судов, причем в нынешнем году границу пересекли 420 тыс. человек, что на 40 тыс. больше, чем за аналогичный период 2009г. Количество пассажиров, пересекших границу в морских портах региона, составляет 5% от общего числа.

Немаловажную роль в совершенствовании таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, организации эффективного противодействия незаконному перемещению оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ играют инспекционно-досмотровые комплексы. Всего в регионе деятельности ЮТУ уже функционируют 10 мобильных (4 из них в морских портах Астрахань, Оля, Махачкала, Новороссийск) и 3 стационарных ИДК (еще один готовится к вводу в строй в морском порту Новороссийск).

В 2010 году в результате применения ИДК таможенными органами ЮТУ возбуждено 6 уголовных дел и 160 дел об административных правонарушениях, вынесено 5 запретов на перемещение товаров через таможенную границу РФ (из них в морских портах выявлено 1 уголовное преступление и 19 административных правонарушений).

Эффективность данной техники, являющейся мощным инструментом таможенного контроля, сомнений не вызывает.

Несмотря на возрастающую роль в обеспечении внешнеэкономических грузо- и пассажироперевозок, обустройство многих морских пунктов пропуска не отвечает требованиям таможенных органов, что не способствует повышению эффективности таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств. Данное положение дел неоднократно отмечалось в рамках мониторингов пунктов пропуска в ЮФО и СКФО, проводимых должностными лицами Южного территориального управления Росграницы при участии представителей ЮТУ, и, как следствие, таможенные органы зачастую не могут обеспечить возрастающие потребности участников международной торговли в быстром и качественном государственном контроле.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию необходимо более четкое взаимодействие в рамках рабочей группы по совершенствованию функционирования и обустройства морских пунктов пропуска, в которую вошли представители Южного таможенного управления, ЮТУ Росграницы, а также иных заинтересованных федеральных органов, профессиональных объединений и компаний - системных интеграторов, специализирующихся на обустройстве морских пунктов пропуска. По результатам работы группы планируется разработать проект стратегии развития и функционирования морских пунктов пропуска на перспективу до 2020 года.

Участники мероприятия также познакомились с работой морских таможенных постов, расположенных в регионе деятельности Ростовской таможни, – Речной порт Ростов-на-Дону и Азовский таможенный пост.

Подводя итог совещания, присутствовавшие пришли к соглашению о более тесном контакте таможенников и представителей Росграницы по указанным направлениям, а также выразили единое мнение, что решение выявленных проблем позволит оптимизировать работу морских пунктов пропуска, что в свою очередь обеспечит развитие транзитного потенциала России, эффективное противодействие различным видам контрабанды, а также создание благоприятного инвестиционного климата в транспортной и смежной с ней отраслях, увеличение занятости населения в приморских регионах, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

VCH.RU ; 05.08.10