19.04.07

Транзит без оговорок

На прошлой неделе правительства России и Беларуси одобрили проект соглашения о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами двух стран. Документ направлен на сокращение до минимума случаев обязательного таможенного сопровождения транзитных грузов и упрощение условий их перемещения по территории Союзного государства. После его подписания одностороннее изменение условий транзита будет исключено.

Напомним, что в январе процедура перевозки российских товаров автомобильным транспортом через территорию Беларуси была ужесточена. Государственный таможенный комитет прекратил принимать гарантийные сертификаты, подтверждающие уплату таможенных платежей, выданные российскими таможенными органами. Такая практика по взаимной договоренности двух стран действовала около трех лет. Еще в декабре 2003 года коллегия Таможенного комитета Союзного государства одобрила постановление "О взаимном признании таможенными органами документов, оформленных в России и Беларуси при доставке товаров".

Поводом для отмены установленного порядка, по словам председателя ГТК Беларуси Александра Шпилевского, послужили случаи недоставки в Россию транспортных средств, перемещаемых с использованием российских гарантийных сертификатов. В начале января было зафиксировано два таких случая. А в 2005-2006 годах, по сведениям ГТК, 47 партий грузов оценочной стоимостью около 10 миллионов долларов, следующих из Калининградской области, "потерялись" на белорусской территории. От нелегального товара бюджет понес потери, которые не были возмещены российской стороной. Поэтому помимо прекращения приема гарантийных сертификатов, в январе было введено обязательное таможенное сопровождение транзитных грузов. Нововведения коснулись 90 процентов автомобилей, следующих транзитом через Беларусь, в том числе из Калининграда. Перевозчики пострадали не только материально. На границе возникли очереди.

Впрочем, еще тогда стало известно о том, что проблема будет урегулирована с подписанием двустороннего соглашения о транзите товаров, работа над которым началась еще три года назад. Документ должен четко прописать процедуру, что делать с исчезнувшим товаром, кому и в каком порядке в таком случае перечислять деньги. Вопрос о его подписании дважды обсуждался на заседаниях совместной коллегии таможенных служб двух стран. Но только недавно решение проблемы, похоже, вышло на финишную прямую.

В марте было подписано межправительственное белорусско-российское соглашение о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества, в соответствии с которым стороны должны договориться о свободе транзита до 1 мая. По словам начальника отдела управления таможенного сотрудничества Федеральной таможенной службы России Игоря Колокшанского, соглашение планируется подписать на ближайшей встрече с белорусской стороной на высшем уровне. Будет урегулирована проблема взаимного признания гарантийных сертификатов. Кроме того, благодаря этому документу при транзите товаров из Европы можно будет открывать транзит в белорусском таможенном органе, а закрывать в российской таможне. Важен и еще один нюанс. Ранее многие вопросы, связанные с транзитом, регулировались межведомственными документами, юридический статус которых невысок. С подписанием межправительственного соглашения они выходят на совершенно другой уровень. Так что перевозчики могут вздохнуть с облегчением: в ближайшее время на дорогах, похоже, должен загореться зеленый свет.

Российская газета; 19.04.07