Таможня как регулятор рынка
Защита объектов интеллектуальной собственности - одна из самых уязвимых позиций в переговорном процессе по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Руководство Федеральной таможенной службы заявило о своем намерении жестко администрировать работу по выявлению и пресечению нарушений в этой сфере. В комитете по таможне и транспорту Американской торговой палаты в Москве достаточно высоко оценивают усилия ФТС России в этом направлении и считают, что в 2005 году именно таможенники добились наибольших успехов в борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности. Об этом рассказывает сопредседатель комитета, генеральный директор агентства AM Константин АНТИПОВ.
- Почему-то когда речь заходит о претензиях американской стороны к защите прав интеллектуальной собственности, акцент всегда делается на аудиовизуальную продукцию, по крайней мере, в СМИ. Существуют ли иные уязвимые товарные позиции с точки зрения американских правообладателей?
- Владельцам американской аудиовизуальной продукции пиратство наносит огромный ущерб, возможно, - наибольший. В настоящее время он приобрел особый размах не только в Китае, но и России. По мнению правообладателей, это в немалой степени является результатом недостаточных усилий со стороны российских властей. Нужно отметить, что правообладатели не ограничиваются апелляциями к своему правительству, но и пытаются вести прямой диалог с российскими властями, в том числе ищут поддержку со стороны таможенных органов. Это нашло отражение в недавно заключенных ими соглашениях с ФТС России. Несмотря на определенный прогресс в борьбе с подделками объем их производства в России и, видимо, транзита из других стран остается большим. В результате поступления контрафактных видео- и музыкальных записей, вывезенных из России на зарубежные рынки, отмечаются в 27 странах. В этой связи американская сторона обоснованно выдвигает требование о том, чтобы российские власти усилили работу по пресечению не только импортных, но и экспортных контрафактных товарных потоков.
Убытки от пиратства несут и другие американские компании, например, работающие в сфере фармацевтики, программного обеспечения, парфюмерии, легкой промышленности, автомобилестроения. Около 20 процентов товаров, задержанных в 2005 году в
связи с нарушением прав интеллектуальной собственности, содержали объекты интеллектуальной собственности (ОИС), принадлежащие американским правообладателям. Рекордное задержание было произведено в Астрахани, где местным таможенникам удалось остановить поставку из Ирана около 170'000 поддельных дисков с программами фирмы ADOBE на сумму около 244 миллионов долларов. В результате задержанные товары были конфискованы по приговору суда и подлежат уничтожению. Участие правообладателя помогло бы облегчить и ускорить этот процесс.
- Каковы потери американских правообладателей на российском рынке?
- Общие годовые потери экспертами оцениваются по-разному. Например, считается, что ущерб достигает порядка миллиарда долларов только по аудиовизуальной продукции. Однако оценка общих потерь нуждается в обстоятельной разработке. На данном этапе можно говорить, что таможне и другим правоохранительным органам удается перехватывать сравнительно небольшую часть оборота контрафактных товаров. Общая стоимость таких товаров, задержанных таможней в 2005 году, по оценкам экспертов, достигает 300 миллионов долларов в розничных ценах. Напомню, что по оценке Всемирной таможенной организации поток контрафактных товаров имеет тенденцию к росту и, например, в 2004 году во всех странах он составлял около 7 процентов мирового торгового оборота, то есть 450 миллиардов долларов.
Для понимания позиции американских правообладателей и причин их настойчивости в обеспечении защиты ОИС необходимо учитывать, что США являются мировым лидером в инновационной деятельности и значительная часть национального дохода инвестируется в создание интеллектуальной
собственности. Слабая защита ОИС в нашей стране вызывает у правообладателей опасения по поводу того, что продвижение на российский рынок все новых высоко технологичных товаров, содержащих ОИС, и расширение спроса на них со стороны российских потребителей будет сопровождаться усилением активности криминальных элементов, специализирующихся на незаконном использовании прав интеллектуальной собственности. В результате потери правообладателей могут возрастать, и это, несомненно, повлияло бы на ухудшение условий нашего международного экономического сотрудничества, в том числе могло бы снизить инвестиционный и все иные рейтинги российского рынка.
Для сокращения таких потерь таможня располагает уникальными возможностями, и ее работа в этом направлении улучшается, что отмечалось еще в 2004 году. Однако улучшения все еще отстают от роста нарушений прав интеллектуальной собственности. Например, слабо действуют механизмы, позволяющие не только задерживать контрафактные товары, но и доводить дело до их конфискации и уничтожения по решению суда. Задержанные таможней товары могут появляться на рынке. Там их задержать уже труднее.
- На коллегии ФТС России по итогам 2005 года, кстати, глава службы заметил, что таможенные органы некачественно готовят материалы административных дел, направляемых в суды. Большое количество процессуальных ошибок приводит к тому, что нарушители фактически уходят от ответственности. Так что работа таможни по защите ОИС со стороны руководства будет жестко администрироваться?
- Надеемся, что жесткое администрирование сыграет должную роль. Вместе с тем участники рынка ожидают улучшения нормативной базы как собственно таможенной деятельности, так и в смежных областях. Например, явно назрела потребность в усилении всех видов ответственности за интеллектуальное пиратство . Давно звучат голоса экспертов о необходимости устранить разрыв между работой таможенников и действиями судов. Здесь есть почва для совместных усилий всех заинтересованных сторон, включая участников рынка, а также для специализации прокурорского надзора и самих судов. Кстати, в США еще с середины XIX века действуют специализированные таможенные суды. Они востребованы, успешны и дают хорошие результаты.
Очевидно вместе с тем, что на защиту интеллектуальной собственности пора поставить целый комплекс мероприятий, предусматривающий дальнейшее развитие всех инструментов, применяемых таможней. С нашей точки зрения, настало время для очередного крупного шага, направленного на улучшение работы с защитой интеллектуальной собственности таможенными органами.
- Можно ли сказать, что сейчас чувствуется необходимость наладить системность в борьбе с нарушением прав интеллектуальной собственности? Как это можно сделать?
- В ФТС России эту необходимость уже почувствовали и еще в прошлом году объявили о подготовке новой программы улучшения защиты прав
интеллектуальной собственности. Ее основные направления известны, и они внушают оптимизм. Программа опирается на опыт, полученный таможенными органами в прошедшие годы, и ставит новые задачи. Однако важно и то, насколько заложенные в ней планы материально обеспечены, как она увязана с общей концепцией развития ФТС России, недавно утвержденной Правительством РФ.
Однако систематизация только внутри ФТС России была бы недостаточна даже для пресечения контрафакта во внешнеторговом обороте. Как известно, одной рукой в ладони не хлопнешь, поэтому необходимо согласование подходов на уровне межведомственной координации, в том числе даже совместная учеба специалистов этих ведомств. Можно вспомнить, что еще в 1996 году по данному вопросу было опубликовано совместное письмо ГТК, МВД, Генпрокуратуры и других правоохранительных органов.
На данном этапе прежде всего стоило бы утвердить общее понимание основных целей и интересов в области защиты ОИС. Присутствуя на слушаниях в Госдуме по данному вопросу, мы имели возможность еще раз убедиться в том, что в изложении многих представителей, выступавших с думской трибуны, вопрос о защите ОИС ассоциируется прежде всего с защитой здоровья населения от вредных и некачественных продуктов. Это, безусловно, высший приоритет, но эта важная задача не охватывает всего спектра вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Сейчас такая позиция уже недостаточна для утверждения законности и обеспечения роста российского рынка, роста инновационной сферы.
В законодательстве об интеллектуальной собственности заложена одна из важнейших гарантий для реализации инновационных возможностей отечественной экономики - это право владельца интеллектуальной собственности регулировать ее распространение на рынке. Ведь контрафактом признается не только подделка, но и доброкачественные товары, которые вводятся в рыночный оборот без разрешения правообладателя. Здесь необходимо учесть, что во многом за счет создания и вывода на рынок собственных ОИС российские предприниматели пока еще сохраняют возможность стать конкурентоспособными и реализовать национальный потенциал развития за пределами сырьевых отраслей. Для нас немаловажно, кто и по каким правилам будет выводить на рынки российские ОИС. В частности, и поэтому защита ОИС имеет такое значение не только для иностранных, но и для российских интересов.
Кроме того, возможно, именно в работе с интеллектуальной собственностью таможня в состоянии проявить и развить свой регулятивный потенциал. Ведь на большинстве других направлений она действует прежде всего как традиционная фискальная машина. Реализация регулятивной функции важна для становления ФТС России в качестве подлинно современной структуры, способной содействовать развитию рынка и служить эффективным инструментом государственного управления экономикой.
Есть в этой теме и другая сторона. Всемирная таможенная организация прямо увязывает необходимость ограничения оборота контрафактных товаров с задачей ослабления финансовой базы международного терроризма, с утверждением стандартов безопасности международной торговли. Соответствующую конвенцию Россия подписала в июне 2004 года.
- Применяется ли принцип ех officio в американском таможенном законодательстве? Как вы смотрите на возможность введения этой нормы в Таможенный кодекс РФ?
- В США применяется успешно, и эта практика опирается на большую и хорошо управляемую информационную базу. Для России это - новая мера, а информационная база пока слаба. Вообще считается, что предоставление таможне права ex officio - это показатель высокой степени профессионализма и ответственности всех ее сотрудников, хорошей вооруженности техническими средствами и так далее. В России, как нам известно, на этапе подготовки нового Таможенного кодекса законодатели предпочли отказаться от ex officio . Многие высказывали опасения, что его применение откроет новые возможности для злоупотреблений и может нанести ущерб добросовестным участникам ВЭД. Актуальны ли эти соображения сейчас, спустя два года? Например, некоторые эксперты полагают, что с введением ex officio неправомерное задержание товаров на достаточно длительные сроки станет происходить чаще, и это может повлиять на конкурентоспособность тех или иных компаний.
В целом складывается впечатление, что на данном этапе принятие ех officio планируется прежде всего как ответ на жесткое требование обеспечения контроля за аудиовизуальной продукцией. Но является ли этот принцип адекватным и универсальным ответом на это требование в нынешних россий ских
условиях, остается вопросом для многих участников рынка.
- Не кажется ли вам, что право
обладатели не вполне используют
и те возможности, которые им уже
дает Таможенный кодекс?
- К сожалению, это так, а многие еще
и не вполне осознают предоставленные
возможности по защите их собственности. Хотя, по сообщению Роспатента,
в настоящее время в России зарегистрировано около 400 000 российских и
иностранных товарных знаков, к марту
этого года в таможенный реестр было
включено чуть больше 600. Такую
пассивность бизнеса эксперты, в частности, объясняют глубоко укоренившимся недоверием рынка к сотрудничеству с властями и недостатком опыта
подлинного сотрудничества, а также
продолжающимися утечками коммерческой информации. В числе причин и
конкуренция со стороны серого рынка, участие местных российских дистрибьюторов в незаконных сделках с
ОИС. Но есть и досадные примеры без
ответственного отношения предпринимателей к усилиям таможенников, игнорирования сообщений о задержании
ОИС, включенных в реестр в интересах
правообладателей.
Тем не менее количество брэндов, поставленных под таможенный контроль, постепенно увеличивается. Это говорит о том, что ФТС удается успешно внедрять стандарты, действующие, например, в США. Однако это не снимает необходимости работать над тем, чтобы сделать таможенный реестр более привлекательным и более доступным для правообладателей. Например, в США лица, регистрирующие торговые марки, тут же получают разъяснения о возможности включить их в реестр таможенных органов. А защиту авторских прав (музыкальные записи, видео, программное обеспечение) американская таможня теперь может осуществлять без их предварительной регистрации в офисе США по авторским правам.
Мы видим со стороны ФТС России доброжелательное отношение и готовность к развитию диалога с заинтересованными сторонами, что дает возможность выхода на совместные решения многих вопросов, в том числе и организацию содействия в укреплении таможенных институтов. В этой связи хотел бы обратить внимание на то, что правительственными органами США в интересах бизнеса и во взаимодействии с ним уже в течение ряда лет успешно реализуются различные программы защиты интеллектуальной собственности, в том числе и специализированные I программы для усиления сотрудничества с таможенными администрациями за границей. Американцы уже выполнили ряд программ по содействию защите ОИС таможнями стран Юго-Восточной Азии, Тайваня, Египта. То же самое осуществлялось в Пакистане, странах Латинской Америки, в некоторых африканских странах. Судя по откликам, эта практика содействовала не только ограничению контрафактного оборота, но и повышению качества работы национальных таможенных служб, их модернизации.
- А в таможенных органах знают о существовании таких программ?
- У ФТС России широкий международный кругозор, и думаю, об основных программах знают. Ведь у российско-американского таможенного сотрудничества уже есть полезный опыт, в частности, в подготовке специалистов для Федеральной таможенной службы. Однако потенциальная сфера для сотрудничества растет быстро. Скажем, в октябре 2004 года была запущена программа STOP (Strategy Targeting Organized Piracy), ставящая стратегическую цель ограничения торговли контрафактными товарами во всем мире. В феврале 2005 года госдепартаментом США было объявлено о создании нового подразделения для защиты интеллектуальной собственности за рубежом, в посольствах учреждены координационные группы, запущены новые инициативы. В сентябре 2005 объявлена инициатива министерства торговли США в поддержку американских предприятий малого и среднего бизнеса, выходящих на китайский рынок. Подобных примеров достаточно много. С моей точки зрения, США имеют совершенно четко определившуюся долгосрочную установку и от нее не откажутся. Это - потенциальная площадка для расширения взаимодействия всех сторон, заинтересованных в укреплении правопорядка в данной области, заслуживающая серьезного изучения с целью возможного формирования новых направлений российско-американского сотрудничества. Для нас очевидно, что в настоящее время ФТС России может рассматриваться в качестве союзника в защите законных интересов американских правообладателей и их партнеров на российском рынке. Еще в ноябре прошлого года мы сообщили соответствующую оценку членам Палаты, а также направили ее в Комиссию 301 Торгового Представителя США.
Однако эффективность Федеральной таможенной службы как партнера - это не постоянная величина, и она зависит от многих факторов, например, от уровня материально-технического обеспечения и других средств, поставленных на службу таможенному делу. Очевидно, что привлечение необходимых ресурсов для развития таможенных органов является весьма актуальным, и ускорение данного процесса на фоне быстрого роста рынка необходимо для обеспечения качественной работы таможенников.
- Наверно, речь идет не только о
материальных ресурсах, но и кадровых?
- Наращивать подготовку кадров
необходимо, причем не только в таможне, но и в сотрудничающих с ней
структурах: судах, прокуратуре, МВД,
ФНС. Есть соответствующая программа,
в рамках которой американцы оказывают необходимое содействие в обучении
российских таможенников. Однако при
сохранении довольно высокой текучести кадров таможенные органы теряют
и тех людей, которые такую подготовку
прошли. Возможно, могло бы помочь
создание специализированных подразделений, сотрудники которых были бы
соответствующим образом мотивированы. Учитывая масштабы и остроту
проблемы, вероятно, было бы уместно
ставить вопрос о том, чтобы им предлагалась более высокая зарплата, а также
другие стимулы, в том числе учитывающие уровень полученной квалификации
и конкретные успехи в защите ОИС.
- И, тем не менее, что вы можете сказать о дальнейшей работе таможенных органов по защите ОИС? В каком направлении следует двигаться дальше?
- Мы всячески приветствуем намерение ФТС России построить свою дальнейшую работу по защите интеллектуальной собственности на программной основе. Однако необходима непрерывная исследовательская работа, которая позволила бы совершенствовать эту программу, сверять ее с нуждами рынка и эффективно применять. Должный результат смогла бы обеспечить система, опирающаяся как на российский, так и на международный опыт, который весьма многообразен и притом постоянно и быстро обновляется. Значение такой исследовательской работы будет только возрастать по мере интеграции России в глобальную экономику.
Модель для организации такой деятельности может быть разработана, в частности, с учетом имеющегося у Федеральной таможенной службы положительного опыта проведения экспертных исследований для совершенствования Таможенного кодекса и разработки подхода России к присоединению к Киотской конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур.
Валентина ДУДКОВА
Журнал Таможня 6 март 2006 г.