08.04.11

«Таможенный скандал»? Давайте разберемся!

По сообщениям некоторых средств массовой информации, недавно в Ростове-на-Дону в ходе круглого стола по проблемам внешнеэкономической деятельности разгорелись страсти по вопросу переноса таможенных постов к границе. Беспокойство вызвали возможные задержки при оформлении грузов, необходимость приезжать в таможню для проставления печатей и отсутствие в электронном виде некоторых документов, представляемых в таможню.

Начнем с главного. В рамках проведения мероприятий Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, одобренной Государственной пограничной комиссией 9 июля 2009 года, при реорганизации внутренних постов интересы субъектов внешнеторговой деятельности учитываются обязательно. Отсутствие таможенного поста в непосредственной близости от бизнеса не должно сказаться на его внешнеэкономической активности, потому что предусмотрено эффективное решение – декларирование товаров в электронной форме через сети Интернет.

Многие участники внешней торговли уже оценили удобства Интернет-декларирования – в настоящее время доля электронных деклараций в общем массиве таможенных деклараций составляет 65%. Из них почти 70 % электронных деклараций оформляются в течение 3 часов. Далее. Осуществляя таможенный контроль, инспектор обязан проверить на подлинность разрешительные документы, выдаваемые государственными контролирующими органами - их приходится представлять на бумаге. Это и является, по сути, последним препятствием в дальнейшем развитии электронного декларирования, а, порой, сводит его преимущества к нулю.

Только единая электронная база разрешений, выдаваемых всеми уполномоченными органами, и доступная в режиме «он-лайн» таможенным органам, позволит ликвидировать необходимость представления в таможню бумажных документов в принципе. Но таможенная служба не является координатором внедрения безбумажных технологий во внешнеэкономическую деятельность.

Что касается экспорта товаров. Для таможни оформление экспорта возможно полностью в электронном виде. Однако, чтобы передать груз перевозчику (например – железной дороге), для него необходимо «проштамповать» на таможенном посту бумажные экземпляры накладных. А для налоговой инспекции – распечатать экспортную декларацию и проставить на ней соответствующие «живые» отметки таможни. И таких деклараций только в прошлом году было оформлено таможенными органами Южного федерального округа почти 70 тысяч. Чтобы не приезжать в таможню для проставления печатей и представления документов, участникам ВЭД и их общественным объединениям необходимо на различных (и разного уровня) встречах и совещаниях поднимать вопросы перехода всех государственных структур и организаций к применению информационных технологий для контроля внешней торговли. Немаловажно также развивать собственные, внутрифирменные системы электронного документооборота, внедрять и у себя безбумажные технологии, в том числе во взаимодействии со своими иностранными партнерами.

Когда будет выстроена единая информационная цепочка: отправитель – получатель – таможня – перевозчик – иные учреждения и государственные контролирующие органы, оформление внешнеэкономических сделок будет по- настоящему электронным. Все преимущества Интернет-декларирования станут бесспорными и очевидными, что, в свою очередь, однозначно повлияет на рост внешнеторговых грузопотоков, потому что таможенное оформление превратиться в действительно формальную процедуру, а общение с таможней будет минимальным и, самое главное - максимально комфортным для участника ВЭД.

Пресс-служба Южного таможенного управления 08.04.11