28.08.14

Таможенный кодекс ЕАЭС настораживает бизнес

В белорусском Бресте завершилось пятое заседание Консультативного комитета по вопросам предпринимательства при Коллегии Евразийской экономической комиссии, в ходе которого было объявлено о возможности введения с 1 января 2016 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. У казахстанских предпринимателей не все пункты кодекса вызывают одобрение.

«Это будут не поправки в действующий Таможенный кодекс, а его новая редакция. Сейчас ЕЭК вместе с заинтересованными ведомствами трех стран ведет работу по подготовке проекта новой редакции, стоит ожидать утверждения нового Таможенного кодекса в следующем году и введения его в действие с 1 января 2016 года», - заявил министр по экономической и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов.

В ходе заседания он рассказал, что в Таможенный кодекс ЕАЭС планируется внести ряд новшеств, которых не было в регламенте Таможенного союза, в частности о взаимном признании уполномоченных экономических операторов. Планируется закрепить возможность отказа от представления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям техрегламентов ТС при таможенном декларировании, меры по запуску механизма единого окна и отменить «принципа резидентства».

Была затронута тема целесообразности субсидирования затрат производителей продукции легкой промышленности на проведении мероприятий, связанных с оценкой ее соответствия требованиям техрегламентов ТС. Обсуждалась концепция оценки регулирующего воздействия проектов решений комиссии на предпринимательскую деятельность.

«Мне кажется, здесь не нужно путать причину и следствие. Причина - это наличие технического регламента. Это административная регулятивная процедура, которая может быть достаточно сложной. А следствие - это время и деньги. В этой тройке - государство-потребитель-бизнес - должен быть баланс. Но иногда регулятор может перегибать палку в интересах потребителя, осложняя жизнь производителям. Чтобы этого не произошло, бизнес и должен активно участвовать на стадии разработки техрегламентов. А еще лучше - на стадии публичного обсуждения. Чтобы заранее он мог сказать, что эта процедура излишняя, она не нужна, не несет никаких плюсов, а только непроизводительные издержки, которые влияют на ее себестоимость и конкурентоспособность», - сказал Тимур Сулейменов.

Еще одна тема, которая интересует бизнес-сообщество – это регулирование продажи алкогольной продукции в рамках будущего Евразийского экономического союза. По словам министра по экономической и финансовой политике Евразийской экономической комиссии быстрой и одномоментной либерализации рынка алкогольной продукции на территории ТС и ЕЭП не будет.

«Когда мы говорим об экономической интеграции и создании единых рынков товаров, услуг, рабочей силы, мы должны понимать, что есть ряд товаров, чувствительных для экономики, и на данный момент рынки этих товаров едиными не являются. Существует огромное количество барьеров, нормативно закрепленных национальными законодательствами. К таким товарам относится и алкогольная продукция. Она регулируется очень строго государством, поэтому быстрой и одномоментной либерализации этого рынка ожидать не стоит. Однако будут вводиться единые требования, нормы и принципы регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Базируясь на этих подходах и принципах, мы сможем создать единую регулятивную нормативную среду, в рамках которой наши производители и продавцы будут действовать, и регулироваться одинаково», - заметил г-н Сулейменов.

В пресс-службе ЕЭК kursiv.kz подтвердили, что готовится внедрение в рамках Таможенного союза нефтяного и газового регламента, пока документ в разработке и предполагается, что он позволит снять вопросы с транспортировкой углеводородов в странах Таможенного союза и урегулировать вопросы с нефтепоставками из России в Казахстан и Белоруссию.

Отметим, что Таможенный кодекс ЕАЭС один из краеугольных вопросов формирования будущего союза. В октябре 2013 года при Евразийской экономической комиссии была создана Рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства с участием представителей казахстанского бизнеса. Функционирует экспертная группа ЕЭК, занимающаяся разработкой проекта ТК ЕАЭС по предложению рабочей группы, в которую входят АО НК «КТЖ», Азия-Авто, Филипп Моррис Казахстан, КазМунайГаз, АО «Казпочта».

В середине июля при рассмотрении Таможенного кодекса ЕАЭС в рамках Нацпалаты РК директор Департамента экономической интеграции НПП РК Нурболат Сукуров сообщил, что со стороны казахстанского бизнес-сообщества, при участии нацпалаты предпринимателей были подготовлены предложения для разработчиков Таможенного кодекса ЕАЭС.

«В проект ТК ЕАЭС внесены, в том числе и по предложениям бизнес-сообщества, положения, направленные на совершенствование таможенного законодательства, ускорение товарооборота и таможенного оформления. К примеру, приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных ТК ЕАЭС случаях. Перенос акцента таможенного контроля с этапа оформления на этап после выпуска товаров, автоматический выпуск товаров информационной системой таможенного органа без участия должностного лица с применением системы управления рисками, оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза. К примеру, предлагается, в случае отсутствия документов при посттаможенной проверке и не представлении их в срок, установленный таможенным органом, считать сведения, заявленные в декларации на товары недостоверными, что повлечет применение к декларанту всех вытекающих из этого административных и уголовных последствий. И здесь очень важно соблюсти баланс между контролем и администрированием со стороны таможенных органов и интересами участников внешнеэкономической деятельности. В противном случае таможенные органы, ссылаясь на критерии системы управления рисками которые, к слову, устанавливаются таможенными органами и являются закрытыми, станут требовать документы и на этапе оформления, а затем «кошмарить» участника ВЭД при посттаможенной проверке», - сказал г-н Сукуров.

Как сообщили kursiv.kz в Национальной палате предпринимателей ряд предложений НПП РК получили одобрение при рассмотрении Таможенного кодекса ЕАЭС. В частности, была подержана норма по проведению регистрации письменной таможенной декларации без представления ее электронной копии при технических сбоях в информационных системах таможенных органов с последующим представлением такой электронной копии после устранения технических неполадок. Нашло понимание и предложение об обязательном отзыве таможенными органами предварительного решения о классификации товаров в случае, если разъяснение по классификации товаров противоречит принятому до этого предварительному решению.

Председатель Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев сказал kursiv.kz, что, несмотря на то, что принятие Таможенного кодекса ЕАЭС должно было найти широкое обсуждение в СМИ и стать предметом делового дискурса, все проходит кулуарно и голос предпринимателей никто не слышит. Он заметил, что даже в рамках ТС уже видно, как отсутствие диалога бизнеса и чиновников привело к масштабным проблемам для самозанятых граждан, проще говоря, челночников. Если раньше была упрощенная форма растоможки товаров, то после образования ТС у граждан нет возможности легально провозить больше 25 кг, введены высокие пошлины и в рамках ЕАЭС Россия от них отказываться не хочет. Все это приводит в конечном итоге к существенному подорожанию товаров для рядовых казахстанцев. Существующая сейчас система перевозки товаров – мощный стимул для коррупции, считает Ямбаев.

«Кто спрашивал бизнес при принятии Таможенного кодекса? В ускользающий поезд запрыгнула Нацпалата, хотя когда они уже были созданы, все эти вопросы звучали, а там занимались распределением зарплат. Что у нас за переговорщики из НПП, если ни одного принципиального вопроса отстоять не могут? Мы должны идти по пути либерализации фискальной политики, а не ужесточении, как это предлагает российская сторона. У Казахстана нет такого емкого рынка как у России, поэтому мы рискуем при нынешнем виде ТК еще больше просесть в ближайшие годы, и увидим стремительную инфляцию. Возникнут вопросы с начислением НДС. По сути, в Казахстане это не налог на добавленную стоимость, а налог с оборота, даже 12% много, в России -18%, а предлагается в рамках ЕАЭС -20%. Тогда, мы просто окончательно задушим наших предпринимателей, не тех, кто в нацпалатах просиживает, а занимается реальным производством. У нас с Россией сейчас абсолютно разные системы администрирования НДС, так давайте эти вопросы ставить на повестку дня. Говорить об унификации, единых подходах, а не об увеличении налогов. Сертификация товаров на границе еще одна профанация и станет очередной схемой для отъема денег у бизнеса. К тому же в России мы видим, что контролирующие органы очень политизированы. Это опасно, когда в Москве будут «сидеть в окружении врагов» и требовать, чтобы другие тоже перекрывали кислород для иностранных товаров. Если мы не можем заместить импорт, то почему должны лишать граждан недорогих товаров? Так называемые антидемпинговые меры, которые нам предлагают ничего общего с рыночной экономикой не имеют. Чтобы местные товары и в Казахстане, и в России котировались и стоили приемлемо сначала надо коррупционную ренту убрать для бизнеса и снизить тарифы на электроэнергию для производителей, которые съедают половину выручки. Вот мы нефтедобывающая страна, а у нас нет бензина, это нонсенс», - заметил Виктор Ямбаев.

Также и в НПП подчеркивают, что далеко не все проблемы в рамках принятия Таможенного кодекса ЕАЭС находят свое разрешение. Среди дискуссионных остается вопрос установления и взимания процентов с сумм таможенных пошлин при помещении декларантом товаров под иную таможенную процедуру с временного ввоза либо таможенной процедуры переработки на выпуск для внутреннего потребления. Предполагается, что затраты на администрирование взимания процентов с сумм таможенных пошлин могут превышать суммы взысканных процентов. Также ранее НПП высказывала свои замечания по поводу расширения перечня платежей, среди них специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, с этими положениями категорически не согласны представители казахстанского бизнес-сообщества. НПП выражала свое несогласие с нормой о запрете на применение предварительного таможенного декларирования для товаров, в отношении которых опубликованы, но не вступили в силу акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, налогов, а также изменяющие условия предоставления льгот.

Директор Департамента экономической интеграции НПП РК Нурболат Сукуров сказал kursiv.kz, над проектом Таможенного кодекса ЕАЭС работают не только члены нацпалаты, представители госорганов, но и представители экспертной группы из 3 государств, которые представляют интересы как госорганов, так и бизнес-сообщества.

«Все предложения, которые поступали от предпринимателей, были озвучены, многие вопросы удалось отстоять. Многие замечаний учтены, часть предложений внесена в проект, В ноябре-декабре станет понятно, что из предложенного останется, а что будет убрано, в сентябре запланировано широкое обсуждение проекта кодекса всеми тремя заинтересованными сторонами, в октябре уже будут подбивать общие положения. Работа поставлена в целом доброжелательно, правда, больше прислушиваются к позиции госорганов. Стоит сказать, что этот кодекс будет очень сильно отличаться от кодекса ТС, который с момента вступления в силу ТК ЕАЭС утратит свое действие. В кодексе ЕАЭС больше сделан упор на систему электронного декларирования, практически будет исключен контакт таможенника с участником внешнеэкономической деятельности. Таможенный кодекс ЕАЭС будет более систематизирован и в нем планируется устранить разные двусмысленности», - заключил г-н Сукуров.

Курсивъ