06.06.08

Таможенный кодекс диктует сроки

В настоящее время сроки временного хранения товаров, в том числе находящихся в контейнерах в морских пунктах пропуска, определены ст. 103 Таможенного Кодекса Российской Федерации, говорят в Пресс-службе ФТС РФ.

Согласно данной статьи срок временного хранения товаров составляет 2 месяца. По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров (контейнеров) составляет 4 месяца.

Товары, подвергающиеся быстрой порче, могут храниться на складе временного хранения в пределах срока сохранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению.

Для экспортируемых товаров срок хранения не ограничен.

Как сообщает пресс-секретарь Балтийской таможни Светлана Саяпина, Большой морской порт Санкт-Петербург, который входит в регион деятельности Балтийской таможни, является на сегодняшний день одним из крупнейших российских портов, в том числе по объемам оформляемых грузов, прибывающих на территорию Российской Федерации морским путем. В свою очередь одной из основных задач Балтийской таможни является быстрое и эффективное осуществление таможенного оформления и контроля вышеуказанных грузов (товаров и транспортных средств). Тем не менее существует ряд независящих от таможни причин и факторов, влияющих на сроки хранения товаров в порту.

После прибытия грузов в порт и представления Балтийской таможне документов на них, товары помещаются в места временного хранения (склады временного хранения, постоянные зоны таможенного контроля), далее товары могут быть заявлены для помещения под определенный таможенный режим либо для помещения под процедуру внутреннего таможенного транзита (ВТТ). Таким образом, фактическое время начала таможенного оформления грузов зависит от подачи таможенной декларации декларантом, которое в свою очередь не всегда совпадает с днем прибытия товаров на таможенную территорию.

Фактическое время до подачи ГТД может составлять до 5 и более дней, в течение которых декларанту необходимо подготовить соответствующий комплект документов, получить документы на товар от морского агента, оформить и получить соответствующие документы от иных государственных органов (ветеринарный, фитосанитарных и т.п.) в зависимости от категории грузов с учетом выходных дней.

После подачи таможенной декларации и представления необходимых документов должностные лица таможни приступают к оформлению.

В случае неполного представления сведений декларантом должностным лицом таможни выставляется соответствующее требование. С учетом выставления требований декларанту о предоставлении дополнительных документов и сведений фактическое время оформления ГТД может составлять от 2 до 45 дней. И все это время контейнеры с товаром находятся на территории Большого порта Санкт-Петербург.

Среднее количество ГТД, оформленных должностными лицами Балтийской таможни в один календарный день, составляет примерно 70 %. В остальных 30 % случаях, в том числе, с учетом выставления оформляемых товаров на таможенный досмотр среднее время оформления ГТД составляет 2-3 календарных дня (важным фактором увеличения здесь являются время проведения терминалом грузовых операций, а также необходимость присутствия при проведении таможенного досмотра заинтересованного лица).

Статистика свидетельствует: на начало 2008 года на 3-м районе Большого морского порта Санкт-Петербург в режиме импорта находилось 7 783 контейнера, из них до 5 дней хранения – 3696, от 5 до 10 дней – 1 678, от 10 до 30 дней хранения – 1 622 и свыше 30 дней хранения – 787 контейнеров.

Существенным фактором увеличения количества, находящихся на территории Большого порта Санкт-Петербург контейнеров, является их нахождение на указанных площадях после завершения таможенного оформления, когда получатели товаров не имеют возможность хранения грузов в собственных складских помещениях. Так, на начало года 2008 года 1552 контейнера, оформленных в таможенном отношении, находились на территории порта в ожидании вывоза.

Сроки таможенного оформления, а также время нахождения контейнеров с товаром в порту напрямую зависят от сроков представления документов декларантом, наличия у получателей товаров достаточной складской инфраструктуры.

Следует обратить внимание и на факты задержки участниками ВЭД подачи ГТД в таможенный орган. Исходя из практики работы Балтийской таможни, основными причинами несвоевременной подачи ГТД являются отсутствие у получателя товара денежных средств, необходимых для уплаты таможенных платежей, а также неурегулированность финансовых отношений между перевозчиком и получателем товара, отсутствие разрешительных документов различных контролирующих органов на ввоз контейнеров, что является причиной их длительного нахождения в зоне таможенного контроля.

В случае представления необходимых документов, выпуск товаров осуществляется в этот же день или на следующий после принятия ГТД.

К числу проблем, с которыми сталкивается Балтийская таможня при таможенном оформлении морских грузов, является неполная информация о товаре, прибывающем в порт, так как зачастую формат информационного взаимодействия между перевозчиком и таможней не имеет всех необходимых для таможенного оформления сведений о прибывающих в порт грузах. Другими словами, таможенному органу для обработки предварительной информации необходимы полные сведения о товаре в объеме ГТД либо ВТТ (страна происхождения, вес, количество, таможенная стоимость, код ТН ВЭД и проч.), тогда коносамент не содержит данной информации.

Следует отметить, что все вышеуказанные проблемы не зависят от таможенного органа.

В Санкт-Петербурге, как и в любом другом городе, проблема территорий, отводимых под коммерческое использование, носит остродефицитный характер. Историческая часть Большого порта Санкт-Петербург, на которую пока приходится преобладающая часть грузооборота петербургского порта, расположена в теле плотной городской застройки, поэтому возможности территориального развития этой части порта осложнены.

Однако Большой порт Санкт-Петербург объективно сохраняет определенный потенциал развития.

Основными направлениями такого развития являются:
- ориентация на специализацию перевалочных мощностей, поскольку только на специализированных терминалах, использующих современные технологии, возможно достижение наивысшей производительности труда и, тем самым, наивысшей пропускной способности терминалов, а, следовательно, и наибольшей эффективности использования территории;
- создание системы тыловых терминалов с целью вынесения максимально возможного объема операций с грузом из припричальной зоны на данные терминалы (система «сухого порта», прежде всего в отношении контейнерных грузов).
Руководством СЗТУ, Балтийской таможни принимаются меры, направленные не только на исполнение установленных таможенным законодательством сроков таможенного оформления контейнерных грузов в морских пунктах пропуска, но и на дальнейшее сокращения сроков таможенного оформления указанных грузов.

Основными направлениями такой работы являются:

1. Реализация предварительного информирования: разработка и внедрение совместно с основными терминалами, осуществляющими контейнерные перевалки, информационной системы, позволяющая получать сведения о товарах, следующих на указанные терминалы, до фактического их прибытия в Санкт-Петербург. Реализация принципов предварительного информирования позволит таможенным органам, в частности Балтийской таможне, в рамках системы управления рисками существенно снизить объем проводимых досмотровых работ в отношении прибывающих в порт товаров и транспортных средств с одновременным повышением их эффективности.

2. Кроме того, в целях реализации Постановления Правительства РФ от 29.04.2005 № 268-21 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы), Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (далее - ССТК КГ и ТС), утвержденной приказом ФТС Росси от 24.01.2005 №52 в январе 2008 года Балтийская таможня активно приступила к использованию мобильных инспекционно-досмотровых комплексов. Что в свою очередь, также положительно влияет на сроки проведения досмотровых операций, сроки таможенного оформления товаров. Однако, при применении мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) имеются случаи, когда недобросовестными участниками ВЭД сознательно затягивается подача таможенной декларации, предоставление документов, исполнения требований о предоставлении запрашиваемых документов, чтобы исключить любую возможность применения к декларируемому товару ИДК, что также ведет к накоплению грузов в порту.

3. Следующим направлением работы является более широкое применение предварительного декларирования.

4. На снижение сроков таможенного оформления товаров в значительной степени влияет применение системы управления рисками при проведении фактического контроля декларируемых товаров в Большом морском порту.

5. На сегодняшний день принимаются необходимые меры организационного порядка, направленные на увеличение количества товарных партий, оформляемых с применением Технологии электронного декларирования. Указанная Технология предоставляет возможность добросовестным участникам ВЭД существенно сократить не только время, необходимое для таможенного оформления, но и материальные издержки, неизбежные при таможенном оформлении товаров.

VCH.RU ; 05.06.08