12.02.08

Таможенные органы открыты для ВАС

В качестве одного из приоритетных направлений в деятельности государственных органов Президентом Российской Федерации еще в 2006 году было определено – создание условий, при которых любое заинтересованное лицо будет иметь возможность открыто наблюдать за ходом реализации государственным органом возложенных на него функций и выполнением поставленных задач. В своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007, Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года Президент подтвердил такую необходимость, указав, что все усилия государства направлены на защиту интересов членов общества.

Таможенные органы, являясь частью государственной машины, обеспечивают прозрачность своей деятельности, в частности, реализацией положений статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК России), согласно которой вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Каким образом ведомственный контроль обеспечивает открытость деятельности таможенных органов? Ответ на поставленный вопрос очевиден. Любое заинтересованное лицо при наличии оснований полагать о необоснованности решения, действия таможенного органа или его должностных лиц имеет возможность сообщить об этом в вышестоящий таможенный орган или вышестоящему должностному лицу. Поступившая информация будет изучена, и в случае установления незаконности решения, действия (бездействия), оно будет отменено в порядке статьи 412 ТК России.

Кроме того, правомерность решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц является предметом постконтроля со стороны вышестоящих таможенных органов или вышестоящих должностных лиц. Такая организация работы преследует цель сведения на «нет» нарушений законодательства в деятельности таможенной системы в целом. Не прятаться от собственных ошибок, а при их выявлении, самостоятельно принимать законом установленные меры к их устранению, таков принцип ведомственного контроля, обеспечивающий свободу в реализации гражданами и организациями беспрепятственного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В Тюменской таможне ведомственному контролю уделено особое место. Практика реализации положений статьи 412 ТК России представлена в таможне признанием незаконными и отменой в 2007 году 25 решений, принятых в ходе таможенного оформления товаров подчиненными таможенными постами. О принятых мерах участники ВЭД были поставлены в известность. Практика по реализации ведомственного контроля будет продолжена и в 2008 году. Попустительствовать необоснованным и противоречащим требованиям законодательства решениям, действиям (бездействию) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможня не намерена.

Провозглашенное Конституцией Российской Федерации право граждан на обращения в государственные органы также нашло реализацию в работе таможенных органов. Согласно положениям ТК России любое лицо вправе обжаловать (жалоба – это один из видов обращений) решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если считает, что таким решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы или законные интересы, либо ему созданы препятствия к их реализации, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Необходимо отметить, что обжалование возможно как в таможенный орган, так и в суд. Жалоба подается в письменной форме и в обязательном порядке должна быть подписана обратившимся лицом, при этом указываются наименование таможенного органа либо инициалы должностного лица, чье решение, действие (бездействие) обжалуется, существо обжалуемого решения, действия (бездействия), инициалы обратившегося с указанием его местожительства.

Важным элементом в вопросе обжалования является механизм упрощенного порядка рассмотрения жалоб. Суть его состоит в том, что любое лицо вправе обратиться с жалобой на должностное лицо к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу таможенного органа. Плюсом такого обращения является то, что жалоба будет рассмотрена безотлагательно, а решение принято незамедлительно. Однако необходимо учитывать, что упрощенный порядок обжалования применим лишь в случаях незаконных решений, действий должностных лиц таможенных органов в отношении перемещаемого через границу товара стоимостью не более 1,5 млн. руб. либо одного транспортного средства. Упрощенный порядок обжалования способствует оперативному разрешению проблем, возникающих при таможенном оформлении. Если при осуществлении таможенного оформления лицу не в полной мере понятны действия таможенного органа или его должностного лица, то оно может обратиться с запросом о причинах принятого решения, совершенного действия. Устный запрос будет рассмотрен в этот же день, письменный – в течение 10 дней. Необходимо отметить, что запрос – это не жалоба. Поэтому, если существуют какие-либо неясности в решениях или действиях таможенных органов или их должностных лиц, то имеет смысл первоначально разобраться в их причинах, после чего обратиться с жалобой, если потребуется. Только авторитет таможенных органов как компетентной структуры, умеющей адекватно и своевременно реагировать на недостатки в своей работе, обеспечит уважительное отношение граждан и участников ВЭД. Авторитет, как известно, складывается из поступков, так будем их совершать во исполнение закона. Таможенные органы открыты для ВАС.

Правовой отдел Тюменской таможни