03.12.12

Таможенная оПИска

Предварительное информирование в российской таможне – это тема для нескончаемых обсуждений, но обратиться к ней сегодня нас подтолкнул диссонанс в видении полезности этого приобретения бизнесменом "с той стороны" границы и таможенными чиновниками.

Буквально на днях, на заседании коллегии Северо-Западного таможенного управления, подводя итоги введения обязательного предварительного информирования на автомобильном транспорте, начальник правового управления генерал-майор таможенной службы Андрей Струков, советник руководителя ФТС России Борис Шкуркин, первый заместитель начальника Управления государственной службы и кадров генерал-майор таможенной службы Алексей Мишанов, и начальник СЗТУ генерал-лейтенант таможенной службы Назип Галикеев, отмечали положительность введения ПИ. Но как-то неуверенно это было сделано. В основном-то разговор свелся к проведенным многочисленным конференциям, совещаниям, обучающим семинарам с участниками внешнеэкономической деятельности, выдаче памяток, консультационным телефонным линиям и информации в СМИ.

Особое внимание было уделено тому, что на сегодняшний день снижена доля предварительной информации, которая формируется лицами непосредственно в пункте пропуска.

Основным же успехом таможенники посчитали то, что в целом с 17 июня 2012 года в результате комплексной и планомерной работы управления и таможен региона в пунктах пропуска не было допущено случаев снижения пропускной способности и роста очередей на сопредельной стороне.

Теперь послушаем собственно "сопредельную" сторону. Вот как один из зарубежных участников ВЭД оценивает "успехи" российской таможни в предварительном информировании:

"С тех пор как ввели ПИ, 17 июня, ничего не изменилось!!!! Как было так и осталось ... Самое главное - не могу понять, почему регистрацию в ПИ повесили на транспортников ??? В Европе это делает получатель, а не транспортная компания.

А знакомство с этой системой началось с шока, я сам лично зашел в систему, зарегистрировался, и попытался внести данные, первая процедура длилась 2 часа, после чего я сказал своим клиентам из России - " Ваша система, сами делайте, сами вносите данные, сами делайте ошибки, сами платите нереальные деньги за эти услуги, а мне перешлите штрих код - подтверждение, и все, я с этим связываться не хочу, извольте" . Так сейчас и происходит, водителям дают хорошую пачку бумаги, где таможенник посмотрит на штрих код, и выкинет их обратно водителю, а дальше это пойдет в мусор. А иногда инспектора говорят, что что-то не так в этой ПИ иди , водитель, исправляй, или разворачивайся обратно, водитель конечно не идет, дает мзду, и машина проходит, это не всегда так, очень редко, но бывает!

Дальше... На границах поставили аппараты-терминалы, где водитель сам может внести данные. Представляете, водитель проехал 2- 4 тысячи км. из Европы, и ему предлагают подойти к компьютеру и внести данные…..а если водитель, с компьютером на "ты", то это вообще, слов нет.

Сейчас эта система как-то работает, плохо или хорошо, не скажу, так как сказать про ПИ - нечего, просто- никак... Задумка ПИ, может и хорошая, но она нисколько не ускорила время прохождения машины. ПИ нужно в другом виде, не в таком, в каком оно сейчас...

Как пропускал доблестный МАПП Иваногород 37 машин в смену, так и пропускает, и не больше, и не меньше. Вся проблема пропускной способности на автопереходах в инспекторах, а именно - сонные перекуры по 3-4 часа, выискивание проблемных "точек-запятых" в документах, необоснованные придирки на рентген-осмотре, "выяснение отношений" на весовом контроле, и т.д. Все это приходится решать водителю, а теперь добавилось ПИ..."

Конечно, меры по воспитанию перевозчиков, в части заблаговременности подачи предварительной информации (а не в пункте пропуска, после въезда на территорию РС), нужны. Многим странам-членам ВТО уже пришлось начать применять санкции к таким перевозчикам: либо путем наложения штрафа, либо путем проведения дополнительных мер таможенного контроля (досмотр и пр). Но является ли это приоритетным во внедрении подобной технологии? Эти ли результаты мы хотим видеть? Почему при введении ПИ ничего не меняется в системе работы самих таможенников, а зарубежными участниками ВЭД ПИ расценивается как дополнительное бремя и причина издержек?

Хотелось бы отметить, что введение обязательного предварительного информирования не является собственным изобретением России - это исполнение рекомендаций Системы рамочных стандартов безопасности международной торговли, которые были ратифицированы РФ. Рамочные стандарты безопасности были разработаны под эгидой Всемирной таможенной организации как способ компромисса между необходимостью усиления безопасности международной торговли (этот вопрос стал актуален после 11 сентября 2001 г.) и необходимостью развития международной торговли, ускорения оформления товаров.

Но как мы понимаем, раз таможня не говорит о своих успехах, значит достижений в области усиления безопасности международной торговли и ускорения оформления товаров не достигнуто. Потому мы еще раз можем утвердиться в том, что в нынешнем состоянии предварительное информирование – это всего лишь исполнение требований ВТО, которое стало дополнительной бюрократической процедурой в деятельности таможенных перевозчиков.

Странная, конечно, страна Россия. Вот вроде неплохую взяли идею, придуманную за рубежом, а в России все равно не получается.

ПРОВЭД