11.04.13

СЗТУ опровергает недостоверную информацию о пропускной способности МАППов СЗФО

В недавнем интервью интернет-изданию Rzd-Partner.ru один из функционеров филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу выступил с откровенно недостоверной информацией, сообщает Пресс-служба СЗТУ. Суть его «изречений» сводится к тому, что многосторонние автомобильные пункты пропуска (МАПП), в особенности на участке российско-финляндской границы, якобы не в состоянии обеспечить необходимую на сегодняшний день пропускную способность грузового автотранспорта. То есть, им, АСМАПу, свои проблемы хотелось бы решить чужими руками, переложив свою ответственность на плечи государственных контролирующих органов. Как говорится, «с больной головы на здоровую».

Таможенникам адресовался прямой упрек: не реконструируются пункты пропуска. Таможня не может обеспечить себя кадрами. На самых загруженных участках, якобы, работают только по два инспектора. Давая оценку работе таможенных органов, хотя его об этом никто не просил, представитель АСМАПа, не видит или не хочет замечать очевидные факты.

В регионе деятельности семи пограничных таможен Северо-Западного таможенного управления находится 22 действующих многосторонних автомобильных пункта пропуска (МАПП). Наибольший поток грузового автотранспортного обрабатывается в шести из них: в регионе деятельности Выборгской таможни (Торфяновка, Брусничное, Светогорск), МАПП Бурачки в регионе Себежской таможни, МАПП Убылинка Псковской таможни и МАПП Чернышевское в регионе деятельности Калининградской областной таможни. При этом 60% МАПП в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления были введены в эксплуатацию в 90-х годах прошлого века.

Тем не менее, одной из важнейших задач, поставленных перед таможенными органами в соответствии со стратегией развития таможенной службы до 2020 года, остается обеспечение пропуска лиц, товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации в максимально короткое время (к 2018 году оно должно достичь 20 минут).

Для реализации этой задачи таможенные органы наделены сегодня полномочиями по проведению транспортного, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля («принцип одного окна»).

Этой цели служит и введение предварительного информирования участниками ВЭД посредством портала ФТС России «Электронное представление сведений», применение электронного декларирования (ЭД 2) - наделении таможенных органов, расположенных в МАПП, правом совершать таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров, в соответствии с заявленной таможенной процедурой при их ввозе на таможенную территорию Таможенного союза.

Чтобы обеспечить повышение фактической пропускной способности МАПП, осуществление таможенных операций и проведение иных видов государственного контроля, в 2012 году был расширен кадровый состав таможенных постов. В МАПП Торфяновка, к примеру, оборудовано с 15 до 18 рабочих мест, в МАПП Бурачки – 20, в МАПП Ивангород - 6 оборудованных рабочих мест.

В таможнях осуществляется мониторинг показателей деятельности таможенных постов МАПП, производительности должностных лиц отделов таможенного оформления и таможенного контроля таможенных постов МАПП на направлении «въезд в РФ» в разрезе оформленных транспортных средств с грузом и товарных партий, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита в сочетании с информацией о наличии (отсутствии) очередей.

Результаты анализа используются для рационального распределения должностных лиц по направлениям работы таможенных постов МАПП, учета производительности работы каждого, принятия мер по увеличению пропускной способности пунктов пропуска.

Так, например, пропускная способность МАПП Бурачки Себежской таможни на въезд в Российскую Федерацию имеет положительную динамику. В 1 квартале 2013 г. она увеличилась по сравнению с аналогичным периодом в 2012 г.: в январе на 24% (с 207ед. до 256 ед.), в феврале - на 48% (с 244 ед. до 362ед.) и в марте на 14,5% (с 320 ед. до 366 ед.).

В отношении вопросов, связанных с реконструкцией, строительством, инфраструктурой пунктов пропуска, таможенная служба неоднократно информировала участников внешнеэкономической деятельности, что с ноября 2007 года эти вопросы находятся в компетенции Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграницы). Распоряжением Правительства Российской Федерации создано Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой), которая, в свою очередь. является подведомственной организацией Росграницы. В связи с чем, начиная с 2009 года, осуществляется передача автомобильных пунктов пропуска от ФТС России к Росгранице.

Кроме того, в Соглашении «О взаимодействии между Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ и Федеральной таможенной службой при передаче, учете, хранении и использовании имущества, предоставляемого таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» черным по белому записано, что «бремя расходов по содержанию (эксплуатации) имущества пунктов пропуска, переданного таможенным органам, в том числе по оплате коммунальных и прочих услуг (за исключением услуг связи) несет ФГКУ Росгранстрой в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств».

Вышеуказанные нормативные правовые акты возложили на Росгранстрой и Росграницу обязанности по обустройству, оснащению и эксплуатацию объектов государственной границы для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска и местах пересечения государственной границы Российской Федерации на всей ее протяженности.

Однако участники внешнеэкономической деятельности, а также организации, защищающие их интересы, по старой привычке во всех бедах продолжают порой обвинять именно таможенные органы.

Итак, если обобщить основные факторы, влияющие на пропускную способность МАПП и пути повышения эффективности таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, список нерешенных проблем получится внушительный.

Во-первых, это проблемы инфраструктурного характера, находящиеся в ведении Росграницы: отсутствие обустроенных боксов углубленного досмотра и погрузочно-разгрузочной техники, маленькие размеры площадок-накопителей для грузовых транспортных средств; необходимость реконструкции залов таможенного оформления, оснащения пунктов пропуска системами считывания регистрационных номерных знаков автотранспортных средств, системами автоматического измерения габаритов автотранспортных средств с возможностью интеграции данных систем с программным обеспечением весового оборудования, а также по оснащению залов оформления информационными светодиодными табло для оперативного информирования водителей; организация схемы движения транспортных средств в пунктах пропуска не позволяет исключить перекрещивание транспортных потоков грузового и легкового транспорта, создавая порой аварийную обстановку, особенно в дни пиковых нагрузок (во время работы МИДК на МАПП Светогорск в боксе углублённого досмотра невозможно проводить ни взвешивание, ни досмотровые операции ввиду того, что здание бокса находится в зоне воздействия рентгеновского излучения).

Реконструкция МАПП Торфяновка начиналась с 2007 г. при этом неоднократно приостанавливалась, планировалась реконструкция всех направлений и грузового и пассажирского. По имеющейся в таможенных органах информации, в ближайшее время в реконструкцию МАПП Торфяновка Федеральное правительство вложит 500 миллионов рублей. Планируется создать дополнительные полосы для легкового транспорта, полностью изолировать его от грузового. Намечено установить дополнительные кабины пограничного контроля, увеличить до 400 единиц стоянку автопоездов. Пропускная способность должна увеличиться настолько, чтобы снять проблему очередей на границе с Финляндией.

Возвращаясь к списку нерешенных вопросов, необходимо назвать также и вопрос с передачей весового оборудования, а также информационно-технические проблемы. Например, в МАПП Торфяновка, МАПП Брусничное кабельные сети приняты в оперативное управление ФГКУ Росгранстрой в составе зданий. Санкт-Петербургский филиал ФГКУ Росгранстрой отказывается проводить работы по подключению дополнительных рабочих мест к сети общего пользования «Интернет». И, как следствие, перевозчики (водители) не имеют возможности подготовить и направить таможенным органам предварительную информацию с использованием портала ФТС России, в случае если это не было сделано ранее.

Таможенные органы Российской Федерации не снимают с себя ответственности за имеющиеся недостатки в своей работе. Но не стоит забывать о том, что в МАПП, помимо таможенников, находятся также пограничная служба, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический и ветеринарный контроль.

Таким образом, ответственными за решение вопросов, влияющих на пропускную способность МАПП, должны быть все заинтересованные государственные контролирующие органы.

VCH.RU