Свет в «одном окошке»
На многостороннем пункте пропуска Петухово Курганской таможни состоялась встреча руководителей таможенных служб России и Казахстана. На ней руководитель Федеральной таможенной службы А. Бельянинов и председатель Комитета таможенного контроля министерства финансов Республики Казахстан Козы-Корпеш Карбузов обсудили ряд важных проблемных вопросов, касающихся различных аспектов деятельности таможенных служб двух государств. В частности, введение единой формы ГТД/ТД.
Россия и Казахстан – страны, тесно связанные между собой как политически, так и экономически, поэтому унификация таможенных процедур в виде применения единого административного документа при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через российско-казахстанскую границу, вполне закономерна.
Применение в работе единой формы таможенной и транзитной декларации позволит сократить время оформления, обеспечит и достоверность декларирования, и прозрачность перемещения товаров. В результате это выступит дополнительным стимулом развития внешнеэкономических связей между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, позволит максимально приблизить национальные законодательства к международным нормам, прежде всего к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур уже новой редакции.
При введении в действие ЕАД можно будет уже и соответствующим образом выстраивать автоматизированную систему, как контроля транзита товаров,
так и систему предварительного информирования.
К 2008-2009 годам во всех таможенных органах Российской Федерации должны приступить к эксплуатации автоматизированной системы контроля
таможенного транзита, совместимой с новой компьютеризированной системой (NCTS), которая уже применяется в странах Евросоюза. Это важный шаг
подготовки России к присоединению к общеевропейской процедуре общего транзита. В настоящее время Конвенцию о процедуре общего транзита применяют тридцать два государства, в их числе и двадцать пять стран-участниц Евросоюза, а также члены Европейской ассоциации свободной торговли.
Унификация таможенных процедур призвана повысить притягательность России и Казахстана как стран транзита между Европой и зиатско-Тихоокеанским регионом, двумя крупными центрами мирового экономического развития и внешней торговли. Самостоятельная российская система таможенного транзита России сегодня заполняет собой своеобразный промежуток между Европой и АТР.
Вхождение России и Казахстана в процедуру общего европейского транзита позволяет автоматически решить еще одну проблему. Как известно, в
ЕС сегодня практически не используется бумажный вариант транзитной декларации, хотя ее никто юридически не отменял. Товар еще где-то только
оформляется, но с введением данных о нем в NCTS таможня назначения уже может видеть его, работать с ним, используя современные методы анализа рисков, определяя заранее уровень таможенного контроля. При этом контроль государства только становится эффективнее, время доставки грузов до получателя значительно сокращается, что влияет на товаропоток цивилизованного бизнеса в сторону увеличения.
Появляется возможность создания так называемого «зеленого коридора» для добросовестных и законопослушных участников ВЭД, списки которых
должны быть обоюдно согласованы. На встрече было решено провести такой эксперимент на одном из пунктов пропуска в зоне деятельности Уральского таможенного управления.
В целях упрощения и ускорения таможенных процедур, связанных с пересечением таможенной границы физическими лицами, российской стороной
предлагалось рассмотреть вопрос об использовании единой пассажирской декларации. Сегодня участники внешнеэкономической деятельности на
границе вынуждены заполнять две декларации: одну – на российской стороне, другую – на казахстанской. Хотя в принципе достаточно одного документа. Как было заявлено на встрече, таможенные службы вполне доверяют друг другу, и им ничего не мешает признать декларацию, заполненную на сопредельной стороне. Останется только на едином бланке поставить две печати.
Досмотр поезда, например, сейчас занимает около шести часов, три часа он стоит на российской территории и три часа в нем работают казахстанские таможенники. Очевидно, будет всем хорошо, если на все про все уйдет времени вдвое меньше.
Одним из вопросов, обсуждаемых в ходе рабочей встречи, было сокращение числа государственных контролирующих органов, работающих
непосредственно в пунктах пропуска. В Казахстане этот вопрос решили так: взяли и передали все контролирующие органы с 15 ноября текущего года в оперативное подчинение таможенной службе. Участнику ВЭД теперь нет необходимости заходить к инспектору транспортного надзора или, скажем, к ветеринару или фитосанитару. Документы подаются в «одно окно» и по готовности там же забираются. Просто, быстро, удобно.
– Образовалась очередь на границе, – говорит председатель КТК МФ Республики Казахстан Козы-Корпеш Карбузов, – все винят только таможню, а она-то чаще всего оказывается совсем ни при чем. Например, машину задержала ветеринарная служба, но никто не говорит, что его
задержал ветеринар. Все говорят: «Меня остановила таможня». Мы решили сломать такой стереотип. На границе остались только таможенная и пограничная службы. Наша работа должна быть прозрачной, чтобы люди видели, кто в задержке виноват и по какой причине она произошла. Время прохождения граждан и грузов через границу будет четко фиксироваться.
Российские таможенники тоже давно стремятся к работе в «одно окно». Еще в декабре 2006 года был издан федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска». Планировалось
начать использовать в работе принцип «одного окна» еще с 1 июля 2007 года, оставив на границе тоже только таможенников и пограничников. Пока
дело с мертвой точки не сдвинулось.
Почему? Вот мнение А. Бельянинова по этому поводу:
– Да, мы пока не можем создать «одно окно», связано это с тем, что те ведомства, которые присутствуют на границе, до сих пор не привели свои
нормативные документы в соответствие с законом. Я по-доброму завидую нашим казахстанским коллегам, которые смогли в этом плане продвинуться в решении этой проблемы гораздо дальше и быстрее нас.
Как скоро на российской границе заработает «одно окно», зависит не только от таможенников, но и от законодателей. Упрощение таможенных
процедур требует внесения изменений и в ныне действующий Таможенный кодекс РФ. Это процесс длительный.
На встрече А. Бельянинов заверил казахстанских коллег, что сделает все возможное, чтобы как можно скорее довести эти законодательные инициативы до Государственной Думы РФ.
Затрагивались на встрече вопросы, касающиеся фискально-экономического характера и правоохранительной составляющей деятельности таможенных
служб двух соседствующих государств.
Стороны договорились проводить совместные спецоперации по локализации бандформирований, предотвращению проникновения наркотиков на российскую и казахстанскую территории. Здесь же был утвержден и план мероприятий по реализации ранее выработанных технических условий информационного взаимодействия между Федеральной таможенной службой и Комитетом таможенного контроля Казахстана.
Особенно в последние годы совместная работа таможенных органов обеих стран может служить одним из положительных примеров активного и, главное, результативного взаимодействия и взаимопонимания между государствами в сфере таможенной деятельности.
журнал "Таможня"