11.07.06

Суд и таможня: взаимодействие вместо разногласий

Модернизация системы таможенных органов Российской Федерации, предстоящее вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и многие другие факторы предъявляют особые требования к законности принимаемых решений и действиям должностных лиц таможенных органов.

Немаловажным моментом является правильная организация работы таможенных органов по защите государственных интересов в судебных инстанциях. Сегодня - это одна из приоритетных задач в деятельности таможенной службы. Не случайно, вопрос совершенствования правоприменительной практики неоднократно обсуждался на оперативных совещаниях руководящего состава и заседаниях коллегии ФТС России. Под постоянным контролем эти вопросы находятся и в Уральском таможенном управлении.

Однако в работе таможенных органов зачастую возникают вопросы, которые связаны с неопределенностью норм таможенного законодательства, допускающей возможность их различного толкования. Отчасти указанная проблема разрешается за счет нормотворческой инициативы Федеральной таможенной службы. В то же время нормотворчество является длительным процессом, в основу которого ложится правоприменительная практика, в формировании которой непосредственное участие принимают суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Активизации деятельности судов, связанной с толкованием норм таможенного законодательства весьма способствовало повышение правовой грамотности участников внешнеэкономической деятельности, все чаще обращающихся в суды с заявлениями об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Отстаивая государственные интересы, таможенные органы разъясняют свою позицию в ходе судебных заседаний, оспаривают принятые не в их интересах судебные акты. Но более продуктивной, на наш взгляд, является деятельность, на-правленная на формирование единого понимания и толкования правовых норм в области таможенного дела как таможенными, так и судебными органами.

Активизация указанной деятельности началась в таможенных органах после состоявшегося в июле прошлого года заседания коллегии ФТС России, посвященного актуальным вопросам правоприменительной практики таможенных органов, и выразилась в увеличении количества различного рода совместных мероприятий, в которых приняли участие должностные лица таможенных органов (в первую очередь, их руководители) и судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Данная работа активизировалась и в Уральском таможенном управлении. Если в 2003 году должностные лица таможенных органов приняли участие всего в 7 встречах с судьями арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а в 2004 году в 20 встречах, то в 2005 году уже в 40 встречах, совещаниях, семинарах и других совместных мероприятиях.

Положительным примером эффективности такого взаимодействия может слу-жить взаимодействие Тюменского областного суда и Тюменской таможни, где со-вместная работа проводится на постоянной основе, а не от совещания к совещанию. И как результат - количество дел, рассмотренных судами в 2005 году в интересах Тюменской таможни, увеличилось по сравнению с 2004 годом почти вдвое и достигло 83%. На четверть возросло количество судебных решений, принятых в интересах таможни. В октябре 2005 года представители Уральского таможенного управления приняли участие в организованной Тюменской таможней научно-практической конференции, на которой были выявлены пробелы и коллизии в та-моженном законодательстве, обсуждались наиболее проблемные вопросы правоприменительной практики и причины принятия судебными органами судебных актов (постановлений) не в интересах таможенных органов.

Необходимо отметить активное участие судей Тюменского областного суда в рабочих встречах и совещаниях с должностными лицами Тюменской таможни.

С учетом положительного опыта взаимодействия Тюменского областного суда и Тюменской таможни Уральское таможенное управление разработало комплекс мер и рекомендаций, чтобы аналогичные встречи с судебным сообществом, где происходит взаимополезный обмен мнениями и ведется конструктивный диалог, вошли в повседневную практику работы всех подчиненных таможенных органов.

Не в последнюю очередь благодаря организации взаимодействия с судебными органами доля удовлетворенных судами исков организаций и граждан, предъявлен-ных к таможенным органам Уральского таможенного управления, относительно общего количества рассмотренных исков, сократилась с 75 процентов в 2003 году и 83 процентов в 2004 году до 46,7 процентов в 2005 году. В январе апреле 2006 года доля удовлетворенных судами исков организаций и граждан, предъявленных к таможенным органам Уральского таможенного управления, не превысила 34,3 про-центов, что является одним из лучших результатов среди региональных таможенных управлений.

Особо результативными являются совместные мероприятия таможенных и судебных органов, которые проводятся непосредственно после выявления той или иной проблемы правоприменительной практики еще до момента предъявления организациями и гражданами в суды исков, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) таможенных органов. Подобная работа на опережение позволяет, с одной стороны, наиболее полно информировать судебные органы о позиции таможенных органов и, с другой стороны, таможенным органам учесть в работе рекомендации по применению правовых актов в области таможенного дела юристов высшей квалификации, каковыми являются судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Систематически и своевременно проводимая работа по организации взаимо-действия таможенных органов с судами, расположенными в регионах их деятельно-сти, является необходимым условием обеспечения законности в деятельности тамо-женных органов и способствует формированию благоприятной для таможенных ор-ганов судебной практики.

А.А. Архангельский, и.о. начальника правового отдела правовой службы Уральского таможенного управления