25.07.13

Сокращать сроки таможенного контроля в морских портах всю Россию научит Приморье

Сокращать сроки таможенного контроля в морских портах другие прибрежные регионы России будет учиться у Приморья. Результаты эксперимента, который с января этого года проводит Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) и Находкинская таможня совместно с "Восточной стивидорной компанией" в порту Восточном, в 2014 году начнут распространять по всей стране, сообщает РИА PrimaMedia.

О промежуточных итогах эксперимента в среду, 24 июля, рассказал первый заместитель начальника ДВТУ Юрий Берштейн участникам видео-конференции "Актуальные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых морским транспортом. Настоящее и перспективы", организованной Федеральной таможенной службой (ФТС) совместно с Некоммерческим партнерством профессиональных таможенных операторов.

По его словам, если в начале эксперимента период нахождения контейнеров в порту составлял 14 дней, то к апрелю 2013 года он сократился на 30% и сейчас составляет менее 10-ти дней.

Достигается это целым комплексом мероприятий. Например, для обеспечения активного взаимодействия таможенников, перевозчиков, судовладельцев и получателей товара был разработан так называемый ЕТП (единый технологический процесс). Для сокращения времени пребывания груза от момента его прибытия до момента подачи декларации применяется также упрощение или совмещение определенных процедур. Скажем, регистрация документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение, осуществляется непосредственно при совершении таможенных операций прибытия контейнеровоза.

Одним из главных элементов эксперимента стало использование технологии предварительного информирования при перевозках морским транспортом. Благодаря информации, заранее полученной от судовладельца и перевозчика, таможенные органы могут осуществлять ряд необходимых операций еще до захода контейнеровоза в порт. И, прежде всего, принимать решение о документальном контроле судна без выхода таможенников на его борт. Для сравнения, сегодня среднее время совершения таможенных операций прибытия непосредственно на борту судна составляет 96 минут, тогда как при документальном контроле, проводимом без выхода на борт, на это уходит всего 35 минут.

Предварительное информирование позволяет таможенникам осуществлять контроль установленных запретов и ограничений на ввоз тех или иных товаров, а также делать выборку грузов, подлежащих санитарно-карантинному, карантинному и фитосанитарному контролю и ветеринарному надзору. Кроме того, таможенники могут принимать решение о разрешении выгрузки судна до начала таможенных операций прибытия, а также осуществлять предварительный выбор объектов контроля для проведения радиационного контроля и таможенного осмотра с использованием мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (МИДК).

С целью организации информационного взаимодействия экспортеров, импортеров, таможенных представителей, перевозчиков и других участников внешнеэкономической деятельности в процессе оформления внешнеторговых сделок, а также для предоставления предварительной информации начиная с мая 2011 года используется портал FILL-BILL. Сейчас к нему подключены таможенные посты Владивостокской, Магаданской, Находкинской, Сахалинской и Хасанской таможен ДВТУ. Активнее всего технология предоставления предварительной информации используется во Владивостокской и Находкинской таможнях.

"Мероприятия, которые мы проводим, а также предварительные результаты эксперимента уже обсуждались на довольно высоком уровне. 28 июня в ходе рабочей поездки в Приморье первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов провел в порту Восточном совещание, одним из участников которого был директор Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, - сказал Юрий Берштейн. – И в целом наши результаты были оценены положительно".

Подводя итоги совещания, Игорь Шувалов обозначил важнейшие проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время. В частности, решить вопросы взаимодействия различных служб в пунктах пропуска, исключив при этом дублирующие функции. Совместить информационные системы. Организовать режим наибольшего благоприятствования тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые будут активно внедрять у себя перспективные технологии. И, наконец, выйти на руководство страны с предложением по углублению и законодательному закреплению итогов экспериментов в порту Восточном и перенесению этого опыта в 2014 году на пункты пропуска в морских портах других регионов России.

Prima­Media