05.12.06

Слухи о закрытии накопителя на российско-польской границе сильно преувеличены

Желаемое за действительное выдала на днях Таможенная палата польского города Ольштына, сообщив о закрытии площадки-накопителя "33-й километр", расположенной на территории Калининградской области перед погранпереходом "Багратионовск-Безледы".

Информацию распространило Генеральное консульство Республики Польша в Калининграде. По сообщению польской стороны, решение о закрытии накопителя, прозванного польскими водителями "сковородкой", было принято в ходе заседания Российско-польской комиссии по вопросам погранпереходов, которое проходило в Калининграде.

Однако факт ликвидации "сковородки" не подтвердили сами граждане, проезжающие через границу. Хотя, по мнению польской стороны, такое решение явилось бы переломным. Как рассказали в консульстве, площадка-накопитель существует с 1999 года. Каждый автомобиль с польскими номерами, направляющийся в Польшу через Багратионовск, должен заехать на нее. К самому погранпереходу водитель имеет право проследовать только после получения пропуска. Поляки неоднократно жаловались, что для сокращения времени пребывания на "сковородке" с них требовали денег. Те, кто платить отказывался, могли томиться на площадке иногда даже по нескольку суток.

Еще одна проблема возникает у водителей на другой площадке, расположенной непосредственно перед пунктом пропуска. Выезжающие с 33-го километра имеют в своем распоряжении две полосы. Третья полоса, "польская", негласно является платной. За проезд по ней, как сообщают в польском генконсульстве, необходимо раскошелиться на 20-30 долларов США, в зависимости от наличия или отсутствия пропуска со "сковородки". Имеются также и другие способы миновать очередь. Например, договориться с определенным человеком, который поможет сделать заявку на прямой проезд к пункту пропуска, без заезда на эту площадку. Или проехать "по сетке" - за торговыми павильонами, что будет стоить 70 - 100 долларов. При этом польские граждане дружно признают, что в течение последнего месяца пограничное и таможенное оформление стало проходить значительно быстрее. А потому на площадке-накопителе зачастую не бывает легковых автомобилей. Однако работать она продолжает в прежнем режиме.

Пресс-секретарь Таможенной палаты в Ольштыне Рышард Худы высказал недоумение, почему достигнутые в Зеленоградске договоренности не воплотились в жизнь, и выразил надежду, что это все же случится.

- Мне указаний закрыть площадку не поступало. Так что накопитель работает. Сейчас, к примеру, здесь находится около 60 автомобилей. Еще на дороге стоят фуры, поскольку на площадке уже нет места. Выпускаем мы из накопителя транспорт по мере того, как проходят пограничный и таможенный контроль машины на самом пункте пропуска. О том, как движется очередь возле границы, нам сообщает наша диспетчерская служба, которая там находится.

По моему мнению, накопитель необходим, иначе бы очередь из машин протянулась бы через весь Багратионовск. В городе и так разбиты дороги от движения большегрузного транспорта. Если бы все эти автомобили стояли в городе, то жители центральных улиц задыхались от выхлопных газов. Да и мусора от водителей остается немало. А здесь на площадке у нас работает дворник - все убирается. Кстати, попытки закрыть накопитель уже предпринимались. Несколько лет назад он даже не работал целый месяц. Однако потом его опять пришлось открыть, так как город столкнулся с теми проблемами, о которых я говорил выше. К тому же в последнее время у нас на площадке не так уж и много машин ждет своей очереди проезда к границе. Сейчас накопитель забит, так как поляки ремонтируют одну из своих въездных полос. После реконструкции эта очередь схлынет.

Что же касается платы, то автомобили проезжают через накопитель бесплатно, а с водителей грузового транспорта мы берем 100 рублей. По поводу взяток ничего сказать не могу - не сталкивался. Может быть, что-то и присутствует. Как говорится, спрос рождает предложение. Многие поляки везут отсюда сигареты и бензин. Им часто необходимо быстро миновать очередь на границе, чтобы успеть пройти досмотр на польской стороне в ту смену, когда дежурят лояльные таможенники. Вполне вероятно, чтобы пролезть вперед, они и дают кому-либо деньги.

Российская газета 05.12.06