30.06.05

Слишком дорогие полеты

Отечественные авиакомпании, почти безболезненно перенесшие кризисы авиаперевозок, вызванные терактами 11 сентября, войной в Ираке и атипичной пневмонией, не смогли справиться с ростом затрат на топливо в конце прошлого года. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), в первые месяцы этого года темпы прироста пассажиропотока в целом снизились до 1,2%, а на внутренних линиях поток упал на 0,2%.

До 2000 года отрасль переживала непростые времена из-за высоких цен на авиакеросин, а также дефолта 17 августа 1998 года, после которого пассажиропоток упал на 25%. Лишь по результатам 2001 года отечественным авиакомпаниям удалось вернуться к показателям 1997 года, и с тех пор они показывали стабильный прирост пассажиропотока. При этом мировой кризис авиаперевозок, наступивший после терактов 11 сентября 2001 года, задел отечественный рынок несущественно. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак говорит, что россияне психологически более устойчивы, чем, например, европейцы или американцы, поэтому теракты в США их не напугали. Но, по данным ТКП за январь-май этого года, перевозчики вновь попали в черную полосу и вновь из-за цен на топливо: по внутрироссийским линиям показатели не только не выросли, но даже ушли в небольшой минус: 6,218 млн человек против 6,23 млн за аналогичный период 2004 года. В целом же спрос на перевозки авиационным транспортом увеличился всего на 1,2%.

В плюсе оказались "Аэрофлот", "Аэрофлот-Норд", "Сибирь", "Пулково", "ЮТэйр", "ВИМ-авиа", ГТК "Россия" и "Владивосток-авиа". Остальные авиакомпании либо сработали в ноль, либо показали отрицательную динамику, либо отсутствие таковой. В "ЮТэйр" свой прирост в 24% (до 656,8 тыс. человек) объясняют открытием новых рейсов. Но на самом деле эти цифры могут быть связаны с перераспределением в пользу "ЮТэйр" части маршрутной сетки авиакомпании "Комиинтеравиа", которую тюменский перевозчик купил в прошлом году.

Руководитель пресс-центра "Аэрофлота" Ирина Данненберг отмечает, что национальный перевозчик на январь-май планировал более оптимистичные показатели, чем прирост в 2% (до 2,456 млн человек). В "Аэрофлоте" считают, что в этом году пассажиры, путешествующие на небольшие расстояния типа Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород, все больше стали отдавать предпочтение железной дороге. "Это связано с тем, что тарифы на авиаперевозки выше, и они за последнее время поднялись из-за галопирующего роста цен на авиатопливо",- пояснила Данненберг.

С ней согласен и пресс-секретарь "Сибири" Илья Новохатский: "Цены на керосин растут быстрее, чем благосостояние населения". Борис Рыбак согласен с перевозчиками лишь частично. По его наблюдениям, рынок авиаперевозок столкнулся с системным кризисом. "Практически по всем без исключения компонентам идет неконтролируемый рост затрат,- отмечает эксперт.- Растут аэропортовые сборы, дорожают подготовка экипажей, сертификация воздушных судов, продление ресурсов воздушных судов: парк ведь стареет, чем дальше, тем дороже его эксплуатация, а на ввоз эффективной западной техники до сих пор существует ограничение в виде пошлин".

Однако пресс-секретарь Росавиации Александр Степаненко не склонен драматизировать ситуацию. По его словам, первые четыре месяца этого года - непоказательный период. "Мы надеемся, что сезон отпусков даст ускорение росту показателей, ведь именно в это время люди наиболее активно используют воздушный транспорт",- отметил он. По предварительным прогнозам Росавиации, в 2005 году российские авиакомпании перевезут 36,7 млн человек, то есть на 8,5% больше, чем в прошлом году.

Бизнес