23.03.07

Семинар в Троебортном по вопросам ИДК

На Многостороннем автомобильном пункте пропуска «Троебортное» Брянской таможни прошел семинар по вопросам использования инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) как технического средства таможенного контроля крупногабаритных грузов. Выбор на МАПП «Троебортное» пал не случайно. Здесь функционирует пока единственный в России стационарный ИДК.

В семинаре приняли участие представители 4-х региональных таможенных управлений и Главного управления информационных технологий ФТС России. Самые многочисленные делегации прибыли на семинар из Северо-Западного и Южного таможенных управлений. Безусловно, опыт брянских таможенников крайне важен для них. И, прежде всего, для представителей Северо-Западного таможенного управления, где в ближайшее время планируется установить четыре стационарных ИДК.

- Для нас рабочий ИДК это нечто виртуальное, - говорит заместитель начальника СЗТУ В.Ю.Чепрасов. - Как он выглядит, мы видели только на картинках. Цель нашего приезда на МАПП «Троебортное» – вынести практический опыт для использования его при строительстве, пуско-наладочных работах и дальнейшей эксплуатации комплексов.

С большим интересом участники семинара осмотрели комплекс в действии. В процессе обсуждения возникло много технических вопросов. Актуальным оказался вопрос размещения ИДК на территории пункта пропуска, связанный с въездом и выездом транспортных средств в бокс для сканирования. Проблема в том, что инспекционно-досмотровые комплексы как на МАПП «Троебортное», так и в СЗТУ размещаются с привязкой к уже существующим проектам многосторонних автомобильных пунктов пропуска. Это приводит к дополнительным пересечениям транспортных путей, следовательно и место для разворота фуры с прицепом на территории пункта пропуска весьма ограничено. Участники семинара были единодушны во мнении, что во избежание подобных проблем в дальнейшем необходимо разработать типовой проект МАПП оснащенный ИДК.

Со своей стороны заместитель начальника отдела главного управления информационных технологий ФТС России С.В.Симочко отметил работу Брянских таможенников, эксплуатирующих ИДК как вполне успешную.

- Это наши пионеры по внедрению новой перспективной техники, - сказал С.В.Симочко. – В свое время они получили первоначальную подготовку, но и сейчас продолжают учиться на своем рабочем месте благодаря ежедневной практике. На рынке труда таких специалистов найти практически невозможно. Поэтому опыт, который они приобрели, бесценен для Федеральной таможенной службы России.

В круглосуточном режиме комплекс функционирует с октября 2006 года. Его обслуживает специальное подразделение в составе 27 таможенников. Здесь инспектируют до 70 процентов грузовых транспортных средств, в основном въезжающих на территорию Российской Федерации. Комплекс позволяет за полторы минуты, это время, за которое транспортное средство просвечивается со всех сторон, получить изображение как товара, так и всего транспортного средства. Мощность рентгеновского излучения такова, что дает возможность увидеть девятимиллиметровую проволоку за стальной преградой толщиной 300 миллиметров.

Уже сегодня специалистам, обслуживающим ИДК, есть чем поделиться. С помощью анализа полученных рентгеновских изображений было выявлено 10 нарушений таможенных правил. Недобросовестные перевозчики незаконно ввозили в Россию машинки для обработки бумаги, ящики с вином и коньяком, запасные части для автомобилей. Очевидно, что дорогостоящая аппаратура (стоимость ИДК около 200 млн. рублей), сокращающая время контроля товаров и транспортных средств, пересекающих границу и позволяющая эффективно выявлять правонарушения, оправдывает расходы на ее установку и трудовые затраты по ее эксплуатации.

Новость о том, что на МАПП «Троебортное» с помощью новой техники легко «просвечиваются» любые грузы быстро распространилась среди перевозчиков. Уже есть информация, что часть из них отказались от традиционного маршрута доставки товаров в Россию через МАПП «Троебортное».

Процесс применения ИДК на пунктах пропуска только начался. Так что на обучение и стажировку в Брянскую таможню приедут представители из других таможен еще не раз. Исполняющий обязанности начальника Брянской таможни В.А.Мигалев заверил участников семинара в оказании всемерной помощи по консультации специалистов, которые будут работать на ИДК. В случае необходимости заинтересованные лица будут получать практический опыт, находясь непосредственно «за спиной» уже подготовленного и самостоятельно работающего инспектора, как это принято делать в зарубежных странах, успешно эксплуатирующих инспекционно-досмотровые комплексы.

Пресс-служба ЦТУ 23.03.07