25.04.17

Рыболовные суда смогут свободно проходить через российскую границу

Российские промысловые суда могут получить право сквозного прохода через российскую границу. Соответствующие поправки в федеральный закон «О Государственной границе» в первом чтении одобрили депутаты Государственной думы. Сейчас для того чтобы перейти из одного района промысла в другой, российским судам приходится делать большой крюк, огибая территориальные воды России. По словам промышленников, такое увеличение маршрута приводит к значительным расходам, которые потом приходится возмещать за счет стоимости продукции, сообщает «Приморская газета».

С инициативой внести изменения в закон выступили депутаты Законодательного собрания Приморского края. Таким образом парламентарии защищают интересы рыбопромышленников Дальнего Востока: инициативу Приморья поддерживают Камчатский край и Сахалинская область.

Как следует из проекта закона, российские промысловые суда получат право сквозного прохода через российскую границу, без пограничного и таможенного контроля. Сейчас судно, покинувшее территориальные воды России, при переходе с одного участка на другой не сможет вернуться обратно без досмотра и оформления документации. Послабление распространяется на суда, занимающиеся промышленным и прибрежным рыболовством, и научно-исследовательский флот. Однако только в том случае, если вылов идет в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации.

Нововведение сократит путь судов и снизит расходы российских рыбопромышленных компаний, отмечают авторы документа — приморские депутаты. Сейчас судам при переходе из районов промысла в Охотском море в промысловые районы Северных Курильских островов, Восточной Камчатки и Берингова моря приходится делать крюк в 230 миль. Капитаны прокладывают путь таким образом, чтобы не приходилось пересекать государственную границу России.

— Есть очень удобный и короткий проход через Первый Курильский пролив: он разделяет сами Курильские острова и Камчатку, но как раз по нему и проходит граница, — объяснил «Приморской газете» председатель комитета по региональной политике и законности Законодательного собрания края Джамбулат Текиев. — Следовательно, капитанам надо останавливать процесс добычи, снова заниматься оформлением документов и проходить все уровни досмотра. Это долго, поэтому сейчас маршрут промысла прокладывают через Четвертый Курильский пролив, который не входит в территориальные воды России. Соответственно, путь увеличивается.

Увеличение длины маршрута тормозит процесс работы и добавляет расходов рыбопромышленникам, в том числе и на топливо. По данным рыбопромышленников, только за первое полугодие 2015 года приморские суда вынуждены были проделать обходной путь 59 раз. При этом финансовые потери компаний в итоге составили более 30 млн рублей только эксплуатационных затрат, а также около 11 млн рублей упущенной выгоды в связи с непроизводительными затратами. Естественно, что возмещать понесенные убытки приходится и за счет удорожания продукции.

По мнению авторов законопроекта, поправки помогут снизить транспортные расходы. Следовательно, уменьшатся затраты рыбопромышленников, и стоимость рыбы тоже станет меньше.

— Законопроект решит конкретно эту проблему: судам теперь не придется проходить дополнительные мили. Но это только одна из проблем отрасли. Есть и другие — это устаревание рыбоперерабатывающих и научно-исследовательских судов, сокращение крупнотоннажных судов, сокращение финансирования научных исследований, а также прекращение государственных дотаций такого промысла, — говорит сенатор от Приморского края, почетный работник рыбного хозяйства России Людмила Талабаева. Такой же позиции придерживаются и сами рыбопромышленники.

— Частично проблема административных барьеров действительно снимается. Но остается еще много вопросов, в частности, с декларированием судовых запасов, топлива и тары, — говорит президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов. — Это очень сложная проблема, и сейчас мы обсуждаем ее с Федеральным агентством по рыболовству. Также есть свои предложения у Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья. Надеемся, что начало необходимых для развития отрасли перемен положено.

Как отмечают эксперты, нынешний законопроект — не первая попытка краевых парламентариев защитить интересы рыбопромышленников. В течение последних лет поправки в закон о государственной границе регулярно поступали из Приморья в Государственную думу, которая возвращала их обратно. Наконец в 2017 году голос рыбопромышленников региона услышали в Москве.

Изменения в законопроект приняты пока в первом чтении. Сейчас у экспертного сообщества есть 30 дней для внесения тех поправок, которые необходимы с их точки зрения. Как ожидают приморские парламентарии, уже в мае корректировки будут приняты в окончательном варианте — втором и третьем чтениях.

Приморская газета