27.04.21

Российская фанера до Парижа может не долететь

Минпромторг предложил ограничить и даже запретить экспорт некоторых видов распиленной древесины

Сдача новых квартир уже с мебелью, а также развитие деревянного домостроительства может стать драйвером всего российского лесного комплекса, сказали «Парламентской газете» в Совете Федерации. Между тем существенного увеличения спроса на мебель в этом году в России не ожидается, зато эксперты уже спрогнозировали рост цен на неё.

Куда полетит фанера?

Минпромторг предложил внести фанеру и распиленные лесоматериалы в перечень существенно важных для внутреннего рынка товаров, экспорт которых при необходимости можно временно ограничить или запретить. Соответствующий проект постановления Правительства опубликован на портале проектов нормативных актов.

Инициатива объясняется снижением производства и увеличением импорта фанеры, а также повышением цены на этот товар как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

«Фанера всегда была экспортно ориентированным товаром, производители хорошо зарабатывают на её продаже за границу, — рассказала «Парламентской газете» член Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель. — Существенного влияния на цену готовой мебели фанера не оказывает, но развитие её производства важно в свете вступающего в силу в 2022 году запрета на экспорт из России необработанной древесины».

Для производителей фанеры правительственная инициатива стала полной неожиданностью, поделился с «Парламентской газетой» гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР) Тимур Иртуганов. Он признал имевший место дефицит этого товара на российском рынке, который повлёк повышение цены на него. При этом, по словам эксперта, российские компании имеют перспективы по наращиванию производства фанеры, что помогло бы выровнять ситуацию, но с ними никто не советовался.

«Проект постановления предполагает ограничение или запрет экспорта при необходимости. Надеюсь, что такой необходимости не возникнет, иначе девать фанеру внутри страны будет просто некуда. В разные годы Россия отправляла на экспорт от 2/3 до 3/4 всей произведённой продукции, и та, что оставалась, полностью покрывала внутренние потребности. Государство долгое время помогало фанерщикам завоёвывать экспортные рынки. Так зачем же их терять?» — комментирует Иртуганов.

Российский экспорт фанеры в 2020 году увеличился на 4,3 процента. Тенденция продолжилась и в этом году: в январе — феврале он вырос на 4,5 процента и достиг 481,7 тысячи кубометров, сообщает в отчёте Федеральная таможенная служба России.

Почему дорожает мебель?

Основным материалом для производства готовой мебели являются древесно-стружечные плиты (ДСП) и плиты из мелкодисперсной фракции (МДФ) — из них собирается 3/4 корпусной, бытовой, кухонной и другой мебели. Фанера используется лишь при производстве задних стенок шкафов, полок и некоторых других элементов.

Выпуск ДСП в 2020 году значительно снизился, поскольку в пандемию многие предприятия простаивали по несколько месяцев. Увеличивающийся спрос на плиты привёл к росту цен на них, а следовательно, и на готовую мебель. Но большинство покупателей этого не заметили, считают в АМДПР.

«Подорожал скорее дорогой мебельный сегмент, в эконом-классе цены изменились не сильно. В данном случае спрос диктовал предложение, и производители получили доход за счёт выросших к концу прошлого года продаж — сказался отложенный спрос. Сейчас он исчерпан. Мы видим некоторый спрос с других рынков: вместо поездки в Турцию люди приобретают мебель, но и этот процесс не бесконечен, а роста покупательской способности не ожидается. Значит, цены на мебель будут расти, надеюсь, незначительно», — продолжает гендиректор ассоциации Тимур Иртуганов.

Ещё одна причина, по его словам, рост цен на комплектующие, ведь 95 процентов мебельной фурнитуры в нашей стране — импортные.

В новую квартиру — с новой мебелью

Поддержать деревообработчиков готовы в Совете Федерации. Там при аграрном комитете действует Экспертный совет по вопросам лесопромышленного комплекса, члены которого обсуждают развитие отрасли. К примеру, сенаторы предлагают развивать типовое деревянное домостроительство, а новые дома и квартиры сдавать уже меблированными.

«Как показывают опросы, большинство наших сограждан хотели бы жить в своём доме, но многим это не по карману. Один из выходов — приобретение деревянных домокомплектов, из которых можно построить готовое жильё дешевле. Такая программа уже работает», — говорит член комитета Татьяна Гигель.

Кроме того, по её словам, увеличение деревянного строительства поможет развиваться лесной и деревообрабатывающей промышленности, предприятия которой ищут рынки сбыта в связи со скорым запретом экспорта кругляка.

Ещё одна инициатива сенаторов, пока не получившая поддержки, — продажа готового жилья с мебелью. В этом случае у производителей появится гарантированный рынок сбыта.

«На Западе такие примеры есть: квартиры и дома обставляются мебелью первой необходимости, что делает её стоимость примерно вдвое ниже, чем если бы покупатель сам собирал интерьер. Ведь застройщик закупает мебель у производителя, минуя розницу. К тому же при таком варианте новосёл экономит своё время», — объясняет Гигель.

О поддержке мебельщиков рассказали и в АМДПР. В частности, существенным стал запрет госзакупок импортной мебели и ограничение её приобретения госкорпорациями и госкомпаниями. Из-за этого в прошлом году импорт мебели оказался рекордно низким — 42 процента (правда, сказалась и пандемия), в 2019 году показатель составлял 49 процентов. В ассоциации уверены, что российские мебельщики могут и должны ещё больше насытить местный рынок.

Парламентская газета