15.06.10

Репутацию перевозчиков поставили под сомнение

Все помнят события августа прошлого года, когда из-за ужесточения таможенного контроля со стороны России литовские фуры стояли в километровых очередях на латвийской границе. Тогда слаженные действия литовской национальной ассоциации автоперевозчиков «Линава» помогли снять в кратчайшие сроки блокаду на границе, и трудно было предположить, что меньше чем через год конфликт назреет в самой ассоциации.

В чем суть

На прошлой неделе некоторые представители литовских предприятий автомобильных перевозчиков, входящих в ассоциацию, собрали пресс-конференцию, на которой утверждали, что деятельность «Линавы» является непрозрачной, средства идут не по назначению, нет никакой отчетности, а само руководство обвинили в том, что оно скрывает данные о финансовом положении организации и ее дочернего предприятия «Линавос сервисас». Последнее продает автомобильные детали, оказывает посреднические услуги при покупке горючего, шин, особенно тем мелким перевозчикам, у которых нет финансовой возможности сделать это с помощью своих средств. Такая непрозрачная деятельность, по словам членов ассоциации, может способствовать банкротству предприятий автоперевозчиков, особенно мелких.

Напомним, что в ассоциацию входит тысяча литовских предприятий перевозчиков, которые ежегодно платят членские взносы в размере 1 600 литов.

«Наша инициативная группа хочет прозрачности – знать, куда вложены наши деньги и для чего они использованы», - сказал на пресс-конференции президент предприятия «Вильняус добилас» Ремигиюс Житкявичюс. Кстати, в прошлом году Житкявичюс по итогам конкурса «Лидеры литовского транспорта-2009», ежегодно проводимого ассоциацией, стал победителем в специальной номинации, учрежденной Министерством транспорта, «Литовский руководитель года – 2009».

Конфликт в «Линаве» назрел не сегодня, он продолжается на протяжении трех последних месяцев. По этой причине 28 мая не состоялся выборный конгресс «Линавы», поскольку Вильнюсский второй окружной суд остановил его по просьбе пяти крупных литовских предприятий автоперевозчиков «Гиртека», «Деюста», «Вильняус добилас», «Трансэкспедиция» и «Веве транспортас». Нынешний конгресс был еще приурочен и к юбилею ассоциации – 20-летию со дня основания. Но именно на прошлой неделе разбирательства внутри ассоциации получили широкую огласку.

Накануне выборов

В то время пока президент «Линавы» Альгимантас Кондрусявичюс решал в Москве вопросы литовских перевозчиков, пять предприятий реализовывали на всю Литву свои амбиции.

«Хуже всего, когда внутренние проблемы выносят на суд общественности, – сказал «ЛК» пресс-секретарь «Линавы» Гитис Винцявичюс. – Ведь по большому счету обществу не очень-то интересны междоусобицы литовских перевозчиков. Еще в феврале был проведен аудит, в настоящее время работает ревизионная комиссия ассоциации. Вся информация в свободном доступе выставлена на Интернет-сайте ассоциации.

Однако то, что произошло на прошлой неделе, называется одним словом – выборы в конгресс (президиум) «Линавы», которые проводятся раз в два года. Сейчас нас, точнее наше дочернее предприятие «Линавос сервисас» обвиняют в том, что оно погубит мелких перевозчиков. Непонятно только, каким образом. Действительно, у предприятия есть убытки, и их никто не скрывает».

Так, по данным Центра регистров в прошлом году убытки «Линавос сервисас» составили 6, 84 млн литов, что в 7, 1 раза больше, чем в 2008 году, когда убытки равнялись 963 тыс. литов. Из-за ухудшающейся экономической ситуации в стране, особенно в транспортном секторе, в 2009 году сильно увеличилась неплатежеспособность наших клиентов – только за прошлый год долгов за горючее скопилось на сумму 2 млн литов.

«Но убытки еще не означают банкротства предприятия, – говорит Винцявичюс. – Суть в том, что до последнего времени все действия ассоциации были направлены на то, чтобы спасать на международном уровне репутацию литовских перевозчиков, если возникают проблемы. Сейчас пошел обратный процесс – сами перевозчики хотят испачкать свое имя - по-другому объяснить нельзя.

Мы не разделяем компании автоперевозчиков на мелкие и крупные – все мы – единое целое, члены ассоциации. Зато пять компаний не посчитались с интересами остальных предприятий, входящих в «Линаву», сорвали выборы в конгресс, тем самым, пока идут судебные разбирательства, парализовали дальнейшую работу организации».

А. Кондрусявичюс: Время поставит на места

Президент «Линавы» Альгимантас Кондрусявичюс после возвращения из Москвы в интервью «Литовскому курьеру» признался, что был удивлен случившемся, поскольку проблемы, которые подняли перевозчики на пресс-конференции, широко обсуждались в марте на региональных собраниях.

- Мы очень открыто дискутировали о тех проблемах, которые есть у нашего дочернего предприятия «Линавос сервисас». Должен отметить, что экономический кризис очень сильно ударил по перевозчикам и многие, действительно, остались должны нашему предприятию. Что касается выборов в конгресс (президиум) «Линавы», то некоторые перевозчики остались недовольны их предварительными результатами. Поэтому они повернули дело иначе. Думаю, что время все поставит на свои места. Большая часть перевозчиков верит и в ассоциацию, и в ее дочернее предприятие.

- С чем был связан ваш визит в Москву, и какие вопросы обсуждались с Федеральной таможенной службой России?

- Для нас очень важен восточный рынок с его большими возможностями. Глядя на экономическую ситуацию в России и ее тенденции, нам важно, насколько широко наше предприятие присутствует на этом рынке. Литовские перевозчики всегда заинтересованы в его стабильности и если возникают какие-то неясности, стараемся их разрешить. С этим был связан мой визит в Москву.

Во-первых, мы очень рады, что нам удалось договориться с российской стороной о дополнительных разрешениях для перевозчиков. Кроме 60 тысяч разрешений, выданных Россией в первом квартале этого года, буквально на днях мы получили еще 55 тысяч дополнительно. В этом плане мы можем быть спокойны.

Другой аспект – это создание с 1 июля нового таможенного союза Россия-Казахстан. С одной стороны, создание союза нас радует, с другой – чуть-чуть пугает. Радует потому, что я все-таки думаю и надеюсь, что препон на границах станет меньше: российско-белорусскую границу литовские перевозчики станут проезжать быстрее, поскольку будет снят таможенный контроль. Станет одной границей меньше, а это, в свою очередь, ведет к экономии времени и денег.

Еще один немаловажный факт – в России вместо транспортного налога вводится акциз на топливо. Понятно, что топливо подорожает, но условие ввода акциза преследует конкретную цель – финансирование строительства и содержания дорог. В порядок будут приведены основные трассы, которыми пользуются и литовские перевозчики.

С Федеральной таможенной службой России мы встречались на экспертном уровне. Встреча с высшим руководством состоится в ближайшее время. Кроме того, состоялась встреча с нашим коллегой – президентом Российской ассоциации перевозчиков Е. Москвичевым. В конце июня уже в Литве пройдет мероприятие «Транспортный коридор: Восток – Запад». Инициатором создания проекта является Литва. Саму идею активно поддержали Китай, так называемые страны южной Балтии – Германия, Дания, Швеция. Мы пригласили принять участие в этом проекте и президента Российской ассоциации перевозчиков.

Надеемся, что встреча в Литве, совпадающая с этим мероприятием, принесет пользу перевозчикам. Ведь что скрывать, перевозчики – это конкуренты, но чем чаще встречаешься с перевозчиками из других стран, тем быстрее сглаживаются противоречия. Например, мы очень довольны теми положительными моментами, которых удалось достигнуть с российскими перевозчиками. В течение последнего времени мы стали чаще встречаться, довольны тем, как развиваются наши отношения. Понятно, что и с Федеральной таможенной службой еще до конца не все вопросы улажены, но, насколько я знаю, она довольна тем прогрессом, которого мы и наши перевозчики достигли в процессе погашения задолженностей. Надеемся, что больше таких санкций, которые предприняла Россия в прошлом году, не будет. Но для этого надо работать.

Литовский курьер; 15.06.10