26.07.10

Приемная ФТС России зафиксировала небывалый рост обращений граждан

Для большинства людей, не имеющих отношения к вопросам внешнеэкономической деятельности, знакомство с таможней происходит в момент пересечения границы и носит, как правило, мимолетный характер. Однако для тех, кто столкнулся с необходимостью лично обратиться в ведомство, взаимодействие с Федеральной таможенной службой зачастую начинается с Приемной ФТС России.

Основной массив работы Приемной ФТС - работа с письменными обращениями. Так, за 2 квартал 2010 года в приемную поступило 3193 письменных обращения (из них - 218 от иностранных граждан) - что значительно больше, чем в предшествующем квартале (1313). Столь огромная разница объясняется большим количеством проблемных вопросов, в том числе связанных с получением международных почтовых отправлений, а также образованием Таможенного союза.

В частности, обращения за названный период преимущественно касались следующих вопросов:

- внесение изменений в платежные поручения;

- таможенное оформление и розыск международных почтовых отправлений;

- разъяснение таможенных правил;

- правомерность начисления таможенных платежей;

- жалобы на действия и бездействие сотрудников таможенных органов;

- вопросы, связанные с функционированием Таможенного союза.

С начала 2009 года обратиться с вопросом в ФТС России можно и с помощью интернета. Электронная форма для заполнения находится на сайте ФТС России в разделе "Приемная ФТС России". Электронное обращение регистрируется аналогично письменному - в течение 3-х дней, уведомление о регистрации отправляется на электронный адрес, указанный заявителем. Однако сам ответ заявители получают по традиционной почте, он высылается на указанный в обращении почтовый адрес. Срок рассмотрения обращений и направления ответа - 30 дней.

Стоит отметить одну явную тенденцию: в электронной форме граждане обращаются в ФТС России все чаще. В 2009 году поступило 1010 электронных обращений, а только за полгода 2010 года поступило 1956 обращений. Причем приходят они со всех регионов нашей страны - от Дальнего Востока до Калининграда. Среди наиболее популярных вопросов, которые волнуют интернет-заявителей в последние месяцы - проблемы с международными почтовыми отправлениями, особенности оформления автомобилей и личных вещей, например, при переезде на ПМЖ, жалобы на действие и бездействие таможенных органов.

Помимо обращений в письменной и электронной форме, Приемная ФТС России ведет личный прием граждан, а также организует личный прием должностными лицами ФТС России (по графику). Во 2 квартале 2010 года в Приемную ФТС России обратились 204 человека, из которых 15 - иностранные граждане.

Вопросы, поставленные гражданами на личном приеме, в основном касались:

- разъяснений таможенных правил оформления личного автотранспорта, включая вопросы временного ввоза/вывоза, уплаты таможенных платежей на депозит таможенных органов, освобождения от уплаты пошлин и налогов;

- перемещения через таможенную границу иностранной и российской наличной и безналичной валюты;

- ввоза и вывоза культурных ценностей, предметов старины, орденов, медалей;

- трудоустройства и выдачи различных справок;

- жалоб на действия или бездействие должностных лиц таможенных органов.

Еще одно направление работы Приемной ФТС России - телефонная справочная, которая предоставляет информацию по вопросам общего характера, а также по документам, направленным в ФТС России. Только за первое полугодие 2010 года поступило и обработано 22377 телефонных звонков.

Круг лиц, которые обращаются в Приемную ФТС России, довольно широк: это частные предприниматели, пенсионеры, военнослужащие, граждане, переселяющиеся на ПМЖ в Российскую Федерацию из стран СНГ, лица, пересекающие таможенную границу по личным делам, а также сами должностные лица таможенных органов.

Кстати, в июле 2010 г. общественная Приемная ФТС России отмечает небольшой юбилей - вот уже 5 лет коллектив подразделения (всего 8 сотрудников) помогает гражданам находить информацию о всевозможных вопросах, связанных с работой таможенных органов. Общественная приемная как таковая была создана еще в 1998 году, однако в тот момент это был лишь небольшой отдел по работе с гражданами. В нынешнем виде Отдел организации работы с гражданами (Приемная ФТС России) был образован приказом ? 460 от 19 мая 2005 года и начал свою работу 22 июля 2005 г.

"Хочу подчеркнуть, что Приемная ФТС России не дает комментариев, не проводит юридических консультаций, а лишь помогает разобраться в ситуации или перенаправляет ваш вопрос в компетентное подразделение, - отмечает начальник отдела организации работы с гражданами (Приемной ФТС России) Илья Беляев. - Вместе с тем главными принципами нашей работы остаются информационная открытость для широкого круга лиц и искреннее желание помочь обратившимся гражданам, а также индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Наши сограждане нередко сталкиваются с бюрократической системой в ее худших проявлениях, и мы стремимся искоренить эту тенденцию. Ведь это государственная система создана для граждан, а не наоборот".

Пресс-служба ФТС РФ 26.07.10