17.03.05

Приехали, конец

Власть все-таки признала, что отечественный автопром никуда не годится

Вчера стало ясно, что правительство вопреки давлению лоббистов не намерено пока увеличивать пошлины на ввоз новых легковых автомобилей с 25 до 35%. Чиновники, наконец, признали, что наш автопром не в состоянии удовлетворить потребности рынка ни качеством, ни объемом, ни ценой. Правда, лазейка для запретительных пошлин все еще остается.

На состоявшейся в среду конференции Автомобильная промышленность России заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Андрей Кушниренко сильно поколебал надежду генералов отечественного автопрома добиться повышения пошлин на ввоз новых легковых машин. В настоящее время выгода от предложения увеличить пошлины на ввоз новых автомобилей с 25 до 35% сомнительна , признался чиновник. По его словам, спрос существенно превышает возможности российского производства. В нынешних условиях повышение пошлин нанесло бы удар по потребителю, особенно с учетом того, что реализация инвестиционных проектов по созданию автомобильных производств требует нескольких лет , заявил представитель МЭРТ.

Введение заградительных пошлин всегда оборачивалось у нас лишь ростом цен как на иномарки, так и на отечественные легковушки. К тому же единственный способ, с помощью которого западные инвесторы пока готовы приходить на отечественный рынок, это создание совместных производств (СП). Именно они и демонстрируют хорошую динамику: если в 2003 году на СП было собрано 57 тыс. автомобилей, то в 2004 году 120 тыс. А в планах на 2005 год значатся уже 180 200 тыс. штук.

Судя по всему, на этом и решили сыграть российские производители в переговорах с правительством. Как заявил вчера президент Объединения автопроизводителей России (ОАР) Евгений Левичев, пошлины на ввоз новых автомобилей в Россию должны быть выше 35% , так как при нынешних 25% ввозить автомобили более рентабельно, чем собирать их здесь . При этом он отметил, что развитые страны в период становления их автопрома вообще запрещали ввоз подержанных автомобилей, а также повышали таможенные пошлины на ввоз новых машин.

Не бросить родной автопром в беде пообещал заместитель главы департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин. В частности, по словам чиновника, в его ведомстве обсуждается возможность введения запретительных пошлин на легковые иномарки старше пяти лет. Сейчас этот возрастной порог семь лет. Кроме того, министерство готово с трех лет до одного года снизить возраст автомобиля, который считается новым.

Впрочем, и от идеи повышения пошлин власти отказались пока не окончательно. По словам Андрея Кушниренко, вопрос о корректировке ставок пошлин на новые автомобили может встать на повестку дня в случае роста поставок дешевых машин из азиатских стран. Как бы то ни было, все эти предложения в скором времени должны быть оформлены и представлены в правительство, которое уже в мае собирается рассмотреть планы развития автомобильной промышленности России до 2010 года.

Между тем, по мнению экспертов, опрошенных НИ , дальнейший рост импорта иномарок продолжится. Так, по словам аналитика ИК Тройка Диалог Гайрата Салимова, к 2010 году насыщенность рынка будет не менее 230 авто на 1 тыс. человек. То есть продажи должны увеличиться и составить ежегодно вместо 1,5 млн. более 3 млн. машин. Мы посмотрели на различные автомобильные проекты, на мощности. В итоге получается, что импорт будет расти и закрывать растущий спрос , пояснил эксперт. К тому же насыщенность рынка у нас еще очень низкая: примерно 150 машин на тысячу человек.

Помимо повышения пошлин, есть и другие более радикальные идеи. Недавно компания АСМ-Холдинг , прославившаяся тем, что три года назад пролоббировала введение запретительных пошлин на иномарки, заявила о необходимости квотирования ввоза. По ее расчетам, к 2010 году объем производства традиционного российского автопрома упадет до 700 тыс. машин в год, тогда как число иномарок вырастет до 1, 3 млн. Половина из них придется на долю СП. Чтобы защитить родные волги и лады , предлагается квотировать ввоз иномарок в Россию: не более 400 тыс. штук в год. По мнению лоббистов, это именно тот максимум, при котором отрасль может развиваться . Как скажется квотирование на ценах для потребителей, эксперты предусмотрительно не сообщают.

Похоже, у отечественных автолюбителей осталась одна надежда скорейшее вступление России в ВТО. По заверению чиновников МЭРТ, в этом случае пошлины в течение семи лет снизятся с 25 до 15%.

Справка НИ

По данным международной аудиторской компании Ernst & Young, в 2003 году Россия заняла 13-е место в мире по выпуску легковых автомобилей 1,09 млн. В общем объеме продаж на долю иномарок российской сборки пришлось 3,4% (в 2002 году 0,7%); продажи новых иномарок составили 12,3% (6,9%); подержанных 24,4%; а на долю российских автопроизводителей пришлось 59,9% (63,1%).

Новые известия 17.03.05