12.05.06

Премьер влип на таможне

Вчера Владимир Путин подписал указ о передаче правительству РФ функций по управлению Федеральной таможенной службой. Ранее руководство ФТС осуществлялось Министерством экономического развития и торговли. Назначать на должность и освобождать от работы руководителя ФТС и его заместителей будет, согласно данному указу, правительство России. В то же время начальники региональных таможенных управлений и таможен, а также иные должностные лица и работники таможенных органов будут назначаться на должность и освобождаться от должности в порядке, устанавливаемом руководителем ФТС.

Поскольку указ вступает в силу со дня его официального опубликования, уже в ближайшие дни во всех перечисленных выше ведомствах закипит работа: чиновники начнут переносить папки с документами, срочно готовить и подписывать одни документы, уничтожать другие, передавать на согласование третьи. И активно обсуждать в кулуарах, для кого вся эта перестановка закончится повышением, а кому придется расстаться с насиженным креслом. И хотя начальник пресс-службы ФТС Ирина Скибинская пообещала агентству РБК, что вывод ФТС из подчинения Минэкономразвития никак не отразится на работе таможенных органов, которые продолжат работать в обычном режиме, на самом деле им предстоит претерпеть значительные структурные и кадровые изменения. Иначе зачем вообще было весь этот огород городить. Неужели исключительно для того, чтобы таможенная служба вернулась к тому состоянию, в котором она была до июня 2004 г., как утверждает Скибинская? Вряд ли. Скорее всего, речь идет о том, чтобы коренным образом перестроить деятельность таможенной службы, которая в последнее время была уличена в довольно серьезных правонарушениях.

Напомним, что с критикой сложившейся практики работы таможенных органов выступил 10 апреля Владимир Путин. "Когда мы, наконец, на границе наведем порядок? Когда прекратим практику, согласно которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе на подавляющем большинстве пунктов перехода?" возмущался глава государства на совещании с членами правительства. Путин потребовал от Михаила Фрадкова и руководителя Минэкономразвития РФ Германа Грефа срочно оборудовать пункты пропуска на границах так, "чтобы там не было бизнес-структур". Ответ Грефа, что такой порядок планируется навести за два года, президента не устроил. "Быстрее не сделать", - заметил Греф. "Сделаем, ведь вы же представляете себе ущерб и масштаб потерь для экономики страны - он же огромный, просто колоссальный", - подчеркнул президент.

В конце апреля на лентах информагентств появились первые сообщения о том, что правоохранительными органами пресечены нелегальные каналы ввоза товаров на территорию России, к организации которых были причастны сотрудники таможенной службы и чиновники федеральной и региональных властей. Тогда сообщалось о поставках в московский регион из Находки более 150 железнодорожных вагонов с товарами народного потребления, контрабандно ввезенными на территорию России из Китая.

В ходе проверок выяснилось, что в основу криминальной системы было положено согласие предпринимателей выполнять контрольные показатели ФТС, а взамен перемещать большее количество товаров, чем декларировалось при оформлении, либо заменять груз на более дорогостоящий. При попустительстве, а то и при прямом участии в этих операциях высокопоставленных сотрудников ФТС, груз фактически не проходил таможенного оформления в установленном законом порядке. Государству тем самым наносился значительный экономический ущерб.

В начале мая Генеральная прокуратура России провела серию обысков и выемок документов, в том числе в здании ФТС, по делу о незаконной выдаче чиновниками Минэкономразвития лицензий на ввоз мяса в Россию. И возбудила уголовное дело по фактам превышения должностных полномочий чиновниками МЭРТ. Как заявила 5 мая начальник Управления информации и общественных связей Генпрокуратуры Наталия Вишнякова, "в результате неуплаты таможенных пошлин в полном объеме бюджету государства причинен значительный ущерб. По предварительным оценкам, он составляет почти 1 млрд рублей".

В тот же день прокуратура и ФСБ России рапортовали о том, что им удалось пресечь канал контрабанды бытовой техники и электроники через Российскую ассоциацию торговых компаний при участии сотрудников таможни. Этот канал, как заявила Наталия Вишнякова, был организован с помощью должностных лиц центрального аппарата ФТС. Параллельно были возбуждены уголовные дела о контрабанде и злоупотреблении должностными полномочиями по факту перемещения группой граждан, проживающих в Таганроге, из ОАЭ в Россию более 200 новых автомобилей Toyota. Автомобили проходили таможенное оформление на подставных лиц за денежное вознаграждение в 1 тыс. руб. и реализовывались затем в автосалонах Москвы и других городов. По предварительной оценке, размер не уплаченных таможенных платежей превышает 4 млн рублей.

Наконец, уже на днях в отношении российских таможенников были возбуждены новые уголовные дела. На этот раз в центре внимания прокуратуры оказалось руководство Дальневосточной таможни. По распоряжению начальника управления через границу без досмотра проходили крупные партии контрабанды - таковы данные следствия. Кроме того, сейчас проводится проверка на Центральной и Сибирской таможнях. Там вскрыты факты махинаций с грузинскими и молдавскими винами, на которые был наложен запрет Роспотребнадзора, однако таможенники промаркировали товар задним числом и выпустили в свободную продажу. Общий объем незаконно ввезенного в Россию вина исчисляется тысячами декалитров.

Хотя имена и должности подозреваемых прокуратура пока не называет, во всех перечисленных случаях под подозрением оказываются сотрудники таможенных органов. Когда документы изучат и дела будут переданы в суд, можно будет оценить истинный масштаб коррупции, затронувшей многие структуры ФТС. Впрочем, проверки там еще не закончены, значит, в ближайшие месяцы можно ждать очередных громких разоблачений.

Для того, чтобы подозреваемые по этим уголовным делам не бросили тень на всю таможенную службу и ее кураторов в МЭРТ, потребовалась срочная реорганизация, которая позволила бы провести необходимые кадровые перестановки. В результате на скамье подсудимых окажутся уже бывшие сотрудники ФТС. В противном случае уволить скомпрометировавших себя таможенников можно было бы только после приговора суда. К тому же подсудимые могли дать показания, губительные как для высших руководителей ФТС, так и для их покровителей в Минэкономразвития.

В аппарате правительства считают, что решение о передаче Таможенной службы в ведение председателя правительства было принято в связи с широкомасштабным расследованием правонарушений в таможенной службе, где обнаружились застарелые проблемы системного характера. В то же время, в Белом доме и Кремле говорят, что указ президента в определенной степени является пересмотром административной реформы.

Не мог не повлиять на решение президента и тот факт, что нынешний председатель правительства обладает глубокими знаниями, как в сфере внешнеэкономической деятельности, так и в области пресечения правонарушений, связанных с уходом от налоговых и таможенных платежей. Ведь Михаил Фрадков был и министром внешних экономических связей и торговли РФ (в кабинете Сергея Кириенко), и министром торговли (в правительстве Сергея Степашина), и директором Федеральной службы налоговой полиции (уже при Владимире Путине). Похоже, президент рассчитывает на то, что аппаратные возможности премьера позволят в достаточно короткие сроки разобраться с проблемами, существующими в таможенных органах. Надо сказать, что Фрадков ничуть не расстроился, а наоборот вдохновился оказанным доверием он уже заявил о беспощадной борьбе с коррупционным злом. Ведь ответственное задание поможет набрать ему дополнительные очки. Правда, лишь в случае успеха.

Кремлевские эксперты считают, что решение о передаче Таможенной службы в ведение премьер-министра не означает недоверие к руководству Минэкономразвития. Однако есть основания полагать, что президент решил не столько разгрузить ведомство, возглавляемое Германом Грефом, от непрофильного направления, сколько освободить своего министра от ответственности за преступную деятельность таможенников, которые на практике не подчинялись Грефу и действовали на свой страх и риск.

"Утренняя газета" 12.05.06