12.07.13

Предварительное информирование на морском транспорте: сегодня добровольное, завтра обязательное.

ФТС России проводит эксперимент по внедрению безбумажных технологий в отношении морских судов и перевозимых ими товаров, сообщает Пресс-служба ФТС. Предварительное информирование, которое упрощает таможенные формальности и сокращает время таможенного оформления, станет обязательным для морского транспорта в 2014-2015 году.

Подготовка к введению новой таможенной технологии началась в мае 2011 года на Дальнем Востоке. Таможенные посты Находкинской, Владивостокской, Сахалинской, Магаданской и Хасанской таможен на Дальнем Востоке были подключены к специализированному порталу, который применяется участниками ВЭД для организации информационного взаимодействия в процессе исполнения внешнеторговых сделок.

До декабря 2012 участники ВЭД передавали таможенникам предварительную информацию только о половине судов, прибывающих в морской порт Восточный (Находкинская таможня). С января этого года в таможенные органы поступает предварительная информация обо всех контейнеровозах, следующих через этот порт.

К концу первого квартала 2013 года аналогичный высокий уровень – 100% предварительного информирования - был достигнут и в морском порту Сочи и порту Сочи Имеретинский (Сочинская таможня). В морском порту Выборг, судовые агенты предоставляют предварительную информацию в 100% случаев с апреля месяца этого года (Выборгская таможня).

В целом, в Черноморском регионе в конце 2012 года доля морских судов, в отношении которых использовалась предварительная информация, составляла 89%. Уже по состоянию на 1 марта 2013 года данный показатель увеличился до 95%.

Заблаговременно получив максимально полную информацию о перевозимых партиях товара и транспортных средствах, таможенный орган может еще до прибытия судна в порт выполнить множество операций. Полученные электронные сообщения используются для формирования электронных форм таможенных документов и журналов учета при приходе судна, а также определения объектов таможенного контроля. Использование в морском пункте пропуска такой технологии, как предварительное информирование (ПИ), позволяет провести документальный контроль без выхода должностных лиц таможенных органов на борт судна, за счет этого время совершения таможенных операций заметно сокращается.

По данным за первый квартал этого года, среднее время совершения операций непосредственно на борту судна составляет 96 минут, а при документальном контроле, без выхода на борт, - 35 минут. Согласно мониторингу, проведенному Южным таможенным управлением, предварительное информирование уменьшает время оформления одного судна практически в 9 раз для судов с грузом и более чем в 20 раз - для судов без груза.

Оптимизация таможенных операций при перемещении товаров морским транспортом способствует сокращению временных и материальных затрат для участников бизнес-сообщества. Предварительное информирование «повысит эффективность системы движения товаров, сделает более доступными транспортно-логистические услуги» (Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации).

В целом, совершенствование таможенного администрирования создаeт условия как для увеличения грузооборота в отдельно взятом порту, так для и повышения конкурентоспособности морских российских портов. В перспективе ожидаемым макроэкономическим эффектом от гармонизации таможенных технологий может стать дальнейшее развитие международного транзита товаров через Россию по международным транспортным коридорам

VCH.RU