14.04.05

Предотгрузочную инспекцию будем вводить в порядке эксперимента

Из выступления Министра экономического развития и торговли РФ ГЕРМАНА ГРЕФА перед членами Американской торговой палаты

ВОПРОС: Американский институт бизнеса и экономики. Несколько месяцев назад Ваше министерство предложило законопроект по предотгрузочной инспекции, касающийся 500 наименований товаров. Не могли бы Вы сказать, в каком состоянии находится этот документ сегодня и каковы планы Правительства по предотгрузочной инспекции.

Г.О. ГРЕФ: Закон уже принят. И сейчас речь идет о постановлении правительства. И пока еще правительство окончательно не определилось, но я могу сказать о своей личной позиции. Мы имеем на сегодняшний день одну из серьезных проблем с занижением таможенной стоимости на границе -- причем, не в разы, а в десятки раз -- по целому ряду товарных позиций.

И мы столкнулись с тем, что международные правила, пять принципов определения таможенной стоимости, которые действуют в рамках законодательства ГАТТ, они для России не являются достаточными. В общем, нужно прямо сказать, что в развитых странах этому вопросу не уделяют большое внимание, потому что там работает такой механизм: если ты занизил стоимость товара при ввозе его на территорию страны, значит, ты его реализуешь по реальной цене, и ты заплатишь с полной стоимости налог на прибыль.

Эта схема полностью рушится в российской практике, когда между импортером и реальным продавцом товара встает так называемая фирма-однодневка. Мы не получаем ни таможенных платежей, ни НДС, ни налога на прибыль.

Мы сейчас пытаемся совершенствовать таможенное администрирование. Раньше Таможенная служба у нас была вообще закрыта, в своей скорлупке. Сейчас мы это все вытаскиваем. И я где-то умышленно немножко даже это делаю. И очень хорошие отклики мы получаем. После того как я на коллегии Таможенной службы показал там целый ряд товаров, которые мы подняли из электронной системы, -- декларирования таможенной стоимости в Таможенной службе, я стал получать большое количество писем от предпринимателей, которые приводят огромное количество всевозможных фактов, которые до этого момента мне были совершенно неизвестны. И мы проводим проверку по этим фактам. Если они подтверждаются, то мы, естественно, изменяем законодательство и пытаемся сделать более прозрачную систему.

Таможенная стоимость, ну, очень больной вопрос. 13 000 кодов товарных позиций. Что такое один код, да? Ну, 85-я позиция -- там бытовая техника. В бытовой технике есть от утюгов до телевизоров. А телевизоры бывают вот такие и вот такие, простите, и бывают разных фирм-производителей и так далее, и так далее, да. Колоссальная проблема, связанная с корректным определением таможенной стоимости.

И мы хотели привлечь в качестве предотгрузочной инспекции, может быть, пару, максимум тройку крупнейших мировых компаний, которые бы помогли нам поставить вот эту систему работы с таможенной стоимостью, но не по всем товарам -- это невозможно, конечно, а по нескольким товарным группам, которые, по которым мы испытываем наибольшее количество проблем.

Но это какие-то, скажем, там товары легкой промышленности, товары ширпотреба, допустим, электроника. И годик поработать и посмотреть. Эта вся стоимость предотгрузочной инспекции ложится на государство, потому что если мы вводим оплату, то на соответствующую сумму оплаты снижается размер пошлины.

Мы хотели бы провести такой эксперимент, потому что, ну, скажем, странами (?) мелкооптовых партий, особенно с Китаем мы торгуем. Там невозможно досмотреть, как бы есть такая практика: килограмм, там, вернее, сколько-то долларов с килограмма груза. И вот когда мы проанализировали, сколько человеко-часов нужно для того, чтобы досмотреть один самолет Ил-76, оказалось, что 5000 человеко-часов. А они десятками прилетают в Москву ежедневно.

И понятно, что это каждый, там много, много тюков свернутых, а в этих тюках от колготок до телевизоров. И понятно, что каждый тюк развернуть, классифицировать товар, определить его стоимость -- это грандиозная работа.

Вот есть такие объективные сложности, да. Появилось это предложение: воспользоваться услугами предотгрузочной инспекции. Это а) узкая группа товаров; б) определенный непродолжительный период времени. Для того, чтобы, ну, создать некий механизм опрозрачивания того, что происходит на таможне. Лучше мы ничего придумать не смогли.

Если это будет вводиться, я еще раз повторяю, будем вводить в порядке эксперимента, будем очень внимательно за этим следить и будем, ни в коем случае не будет тотального введения. Мы должны сначала посмотреть, как это будет работать. Если это даст хороший эффект, то тогда мы, может быть, его несколько расширим. Но задача вот такая -- получить базу данных по всем ценовым категориям, перенять у них опыт работы и опрозрачить всю составляющую, эту огромную составляющую работу с импортными товарами на территории страны.

"Виртуальная таможня" по информации МЭРТ