05.10.07

Повышение профессиональной компетентности в области международных автомобильных перевозок

В настоящее время в регионе деятельности Екатеринбургской таможни (Уральское таможенное управление) наблюдается значительное увеличение международных автоперевозок осуществляемых с использованием процедуры международных дорожных перевозок (МДП).

Поэтому для более эффективного взаимодействия государственных контролирующих органов при осуществлении надзорных и контрольных мероприятий в области международных автомобильных перевозок, а также в целях повышения уровня профессиональной компетентности их сотрудников, в настоящее время организован и проводится целый ряд краткосрочных учебно-методических курсов.

Так, недавно при непосредственном участии должностных лиц отдела контроля за таможенным транзитом Екатеринбургской таможни на базе учебно-консультационного центра Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Екатеринбурге специально для сотрудников Уральского управления государственного автодорожного надзора были проведены недельные курсы: «Государственный контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок и ответственность за нарушение порядка их выполнения». Необходимость повышения уровня правовых знаний специалистов, работающих в этой области, очевидна. Поскольку согласно данным международной статистики, сегодня перемещение большей части (до 70%) внешнеторговых грузов осуществляется автомобильными перевозчиками по процедуре МДП.

При этом, необходимо отметить, что одним из факторов, влияющих на увеличение объема международных перевозок с применением процедуры МДП, стало активное участие иностранных перевозчиков на рынке международных автотранспортных услуг в России. И количество «иностранцев» в этом сегменте рынка значительно превышает число отечественных автоперевозчиков, оказывающих аналогичные услуги российским предпринимателям.

К примеру, только в зоне деятельности Екатеринбургской таможни на долю перевозчиков из так называемых «третьих стран» приходится 70% ввозимых в Российскую Федерацию грузов. И только 30% - на долю российских, из которых большинство, т.е. почти 80% - это наши, региональные автоперевозчики . А вот с вывозом грузов с территории, подконтрольной таможне, ситуация складывается парадоксальная. Большую часть сырья и товаров отечественной промышленности с местных предприятий вывозят из региона опять-таки иностранные «автолегионеры» (65%), и только 35% - российские. Доля участия же региональных перевозчиков здесь, с точностью до наоборот, составляет только 20%, а «неместные» захватили 80% рынка услуг по автомобильным перевозкам в Екатеринбурге и области.

Приток на рынок международных автотранспортных услуг в России иностранных перевозчиков, как отмечают таможенники, ведет не только к увеличению объема международных автоперевозок, но и создает вероятность роста правонарушений в области международных автомобильных перевозок. Как показывает практика, как раз таки перевозчики «третьих стран», наиболее часто нарушают правила международных автомобильных перевозок, оказывая транспортные услуги при отсутствии официального разрешения на международную перевозку грузов. Как ни странно, но «лидерство» по наибольшему количеству нарушений принадлежит белорусским перевозчикам.

Чем чревата сложившаяся ситуация? Да тем, что нет никакой гарантии, что доверившись иностранным «варягам», предлагающих свои услуги по более дешевой цене, но не имеющих лицензии на осуществление международных перевозок, ваш груз будет доставлен в пункт назначения в целости и сохранности. В практике Екатеринбургской таможни, случаи недоставки грузов, хотя к счастью, и не так часто, случались. Поэтому в целях усиления контроля за соблюдением перевозчиками установленного порядка международных автомобильных перевозок, международных договоров Российской Федерации в области международных автомобильных перевозок и профилактики нарушений законодательства Российской Федерации, государственными контролирующими органами проводятся совместные мероприятия по выявлению и пресечению случаев нарушения правил международных автомобильных перевозок.

Пресс-служба УТУ 05.10.2007