29.11.21

Порядок предъявления участниками ВЭД товаров для проведения фактического контроля

Мария Владимировна Бедрина, главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля Екатеринбургской таможни.

Доклад главного государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля Екатеринбургской таможни М. В. Бедриной на вебинаре «Порядок предъявления участниками ВЭД товаров для проведения фактического контроля (таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров)».

«Уважаемые участники семинара!

Формы таможенного контроля таможенный досмотр и таможенный осмотр представляют собой достаточно сложную процедуру, подразумевающую под собой совокупность определенных действий, осуществляемых в определенной последовательности. В ходе их проведения у участников внешнеэкономической деятельности могут возникать различные вопросы.

Поэтому для начала коротко остановлюсь на сравнительных характеристиках этих двух форм таможенного контроля, для наглядности представленных Вам в таблице.

Как таможенный осмотр, так и таможенный досмотр назначаются автоматически, по результатам срабатывания системы управления рисками, на основе всех данных импортера, после подачи таможенной декларации.

Таможенный осмотр заключается в проведении визуального осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами, за исключением такого осмотра, проводимого в ходе таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий (п. 1 ст. 327 ТК ЕАЭС).

Проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль, а также в целях проверки наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации (п. 2 ст. 327 ТК ЕАЭС).

При таможенном осмотре не допускается вскрытие упаковки товаров, если это таможенный осмотр товаров, и не допускается вскрытие транспортного средства, если это таможенный осмотр транспортного средства.

От таможенного осмотра следует отличать таможенный досмотр товаров и транспортных средств, в ходе которого, помимо осмотра, совершаются иные действия в отношении товаров, транспортных средств, связанные со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (п. 1 ст. 328 ТК ЕАЭС).

Досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (п. 2 ст. 328 ТК ЕАЭС), а именно:

  • в целях идентификации товаров;
  • при наличии информации о нарушении таможенного законодательства РФ в целях проверки такой информации;
  • при проведении таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Обращаю Ваше внимание на то, что таможенный осмотр может проводиться в отсутствие декларанта, и лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров. Но если Вы изъявили желание присутствовать при осмотре, должностные лица таможенных органов не вправе проводить осмотр без Вас (п. 3 ст. 327 ТК ЕАЭС).

При этом, согласно ТК ЕАЭС, при проведении таможенного досмотра декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители не только вправе по собственной инициативе присутствовать (п. 4 ст. 328 ТК ЕАЭС), но обязаны присутствовать при его проведении, и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством (п. 5 ст. 328 ТК ЕАЭС).

Таможенный кодекс ЕАЭС также устанавливает случаи, когда таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, а также их представителей (пункт 6 ст. 328 ТК ЕАЭС). Это:

1) неявка указанных лиц либо случаи, когда такие лица не установлены;

2) наличие угрозы:

  • национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния;
  • при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами;
  • товары распространяют неприятный запах.

3) пересылка товаров в международных почтовых отправлениях;

4) оставление на таможенной территории Союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз с таможенной территории Союза, или условий, установленных для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.

В соответствии с п. 7 ст. 328 ТК ЕАЭС, в указанных случаях таможенный досмотр проводится в присутствии 2 понятых.

Отмечу, что уведомление декларанта/ лица, обладающего правами в отношении товаров о назначении таможенного осмотра происходит при его назначении автоматически, с использованием информационных систем, что позволяет заинтересованным лицам уведомить таможенный орган о своем намерении присутствовать при таможенном осмотре.

Поскольку в ходе таможенного осмотра действия в отношении товаров и транспортных средств ограничиваются их визуальным осмотром, подробно останавливаться на порядке его проведения считаю не целесообразным. Просто отмечу, что ключевые его моменты – направление уведомления о проведении таможенного осмотра с назначением времени его проведения, оформление результатов таможенного осмотра и сроки его проведения такие же, как и при проведении таможенного досмотра.

Вследствие значительных различий в масштабах действий, производимых с досматриваемыми товарами, далее пойдет речь только о порядке проведения таможенного досмотра.

Итак, каким образом принимается решение о назначении таможенного досмотра?

Должностное лицо таможенного органа декларирования при выявлении необходимости проведения таможенного досмотра формирует информационное сообщение о необходимости его проведения, содержащее, в том числе, следующую информацию:

  • о таможенном органе фактического контроля, в котором будет проводиться досмотр;
  • таможенную операцию, при которой он будет проводиться;
  • номера товаров, в отношении которых требуется проведение досмотра;
  • транспортные средства международной перевозки, в которых находятся товары, подлежащие досмотру;
  • номер таможенной декларации;
  • сведения о лицах, обладающих полномочиями в отношении товаров;
  • все необходимые характеристики таможенного досмотра (цель, объем, степень, необходимость применения технических средств таможенного контроля (далее – ТСТК);
  • иные сведения, которые необходимо учесть при проведении таможенного досмотра.

Сформированное сообщение в течение 15 минут с момента выявления необходимости проведения досмотра направляется уполномоченному лицу органа фактического контроля на принятие решения о досмотре.

Органом таможенного декларирования могут быть установлены следующие характеристики таможенного досмотра: Возможный объем таможенного досмотра:

  • 10%;
  • 50%;
  • 100%.

Возможная степень таможенного досмотра:

  • взвешивание (полное/выборочное);
  • пересчет грузовых мест (выборочное вскрытие/вскрытие всех грузовых мест);
  • пересчет количества предметов в грузовых местах (выборочно/во всех);
  • измерение и определение характеристик товаров (с частичной разборкой/ с полной разборкой):

а) без взятия проб и образцов

б) со взятием проб и образцов.

Проведение таможенного досмотра в полном объеме включает:

  • вскрытие всех грузовых мест, в том числе заводской упаковки;
  • фотографирование всех артикулов, маркировки;
  • взвешивание всех товаров.

В целях организации проведения таможенных процедур таможенного досмотра товаров, транспортных средств, согласно п. 3 ст. 328 ТК ЕАЭС, на таможенный орган возложена обязанность уведомления декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления.

Для этого уполномоченное лицо органа фактического контроля в течение 60 минут с момента поступления сообщения о досмотре (п. 3 ст. 328 ТК ЕАЭС) в электронном виде, с использованием ЕАИС таможенных органов, формирует и регистрирует поручение на проведение таможенного досмотра, после чего в адрес декларанта (лица, указанного в графе 54 ДТ) уходит автоматическое уведомление о проведении таможенного досмотра, а также требование о предъявлении товаров к досмотру и, в случае необходимости, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц (ст. 328 ТК ЕАЭС).

В случае если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию (при осуществлении предварительного декларирования), формирование Поручения осуществляется после предъявления товаров таможенному органу в месте доставки либо их хранения.

Чем обусловлены жесткие временные рамки, установленные внутренними рекомендациями для должностных лиц таможни? Дело в том, что п. 3 ст. 119 ТК ЕАЭС установлен срок выпуска товаров – не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

После получения обозначенных уведомлений и требований, лицу, обладающему правами в отношении товаров, необходимо предпринять следующие действия:

  • прибыть в назначенное время к месту проведения таможенного досмотра;
  • обеспечить предъявление таможенному органу фактического органа товаров к назначенному таможенному досмотру;
  • в случае направления требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств - обеспечить разделение товаров на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров в зоне таможенного контроля;
  • принять необходимые меры для обеспечения разгрузочно-погрузочных работ в ходе проведения таможенного досмотра.

Если досмотр не может быть окончен в сроки, установленные п. 3 ст. 119 ТК ЕАЭС, указанный срок выпуска товаров может быть продлен на время, необходимое для проведения или завершения начатого таможенного контроля с применением предусмотренных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (п.п. 1 п. 4 ст. 119 ТК ЕАЭС).

Пунктом 6 ст. 119 ТК ЕАЭС определено, что при продлении срока выпуска товаров, выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, либо, при предварительном таможенном декларировании, за днем получения уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля (п.п. 1 п. 2 ст. 119 ТК ЕАЭС).

Срок проведения таможенного досмотра может быть продлен по письменному заявлению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о сроке, в течение которого эти требования будут выполнены. Указанная в заявлении информация учитывается при организации и проведении таможенного досмотра.

Необходимо помнить, что срок исполнения требования о разделении партии товаров установлен таким образом, чтобы таможенные органы (посты фактического контроля и ЦЭД) имели возможность провести таможенный досмотр, подготовить Акт таможенного досмотра, ознакомить с его результатами декларанта, и принять решение о выпуске товара в пределах продления срока выпуска товаров (10 рабочих дней).

Такое заявление может быть написано как сразу после получения уведомления, если декларант не может осуществить все предписанные действия в указанный в нем срок, либо если таможенный досмотр уже начат в назначенный срок органом фактического контроля (товар предъявлен для проведения таможенного досмотра, и лицо, обладающее правами в отношении товара, прибыло к месту проведения таможенного досмотра), но объем досматриваемой таможенной партии, установленные объем и степень таможенного досмотра не позволяют окончить его в сроки, установленные п. 3 ст. 119 ТК ЕАЭС.

Также, в случае, если предъявленные для таможенного досмотра товары на момент проведения таможенного досмотра не разделены на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям товаров, и сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих или транспортных (перевозочных) документах на товары, начальник таможенного органа фактического контроля (лицо, его замещающее) вправе продлить срок проведения таможенного досмотра (ч. 3 ст. 109 Федерального Закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).

При этом декларанту/лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров/ владельцу СВХ, в течение 1 часа рабочего времени направляется Требование о проведении операций с товарами и транспортными средствами (ст. 328 ТК ЕАЭС) с указанием срока его исполнения.

Следует отметить, что в случае неисполнения требования таможенного органа о предъявлении товаров для проведения таможенного досмотра, в отношении декларанта/ лица, обладающего правами в отношении товаров/ владельца СВХ может быть возбуждено дело об административном правонарушении, по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении» от 30.12.2001 № 195-ФЗ («неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»).

Если в 2020 году Екатеринбургской таможней в отношении должностных лиц, обладающих правами в отношении товаров, по ч. 1 ст. 19.4 КоАП России было возбуждено 22 дела об административном правонарушении, то за истекший период 2021 года - 46 таких дел. (Излишне упоминать о том, что назначение административного наказания влечет определенные материальные и репутационные издержки для участника ВЭД).

Все средства измерения и ТСТК, позволяющие получать необходимые сведения о товарах (их количестве, составе, физических и химических свойствах, подлинности, наличии тайников и т.д.), применяемые в ходе проведения таможенного досмотра, должны иметь действующее поверительное клеймо.

Подобные требования предъявляются ко всем измерительным приборам, используемым в ходе проведения таможенного досмотра, как находящимся в распоряжении участников внешнеэкономической деятельности (декларантов, СВХ), так и таможенного органа, проводящего таможенный досмотр.

Перечень ТСТК, которые необходимо применить в ходе таможенного досмотра, также указывается в Поручении на проведение таможенного досмотра. Информация о технических средствах, применявшихся в ходе таможенного досмотра, с информацией об их поверке отражается в Акте таможенного досмотра (осмотра).

Результаты таможенного досмотра (осмотра) оформляются Актом таможенного досмотра (осмотра), форма которого определяется Комиссией Таможенного союза (утверждена решением Комиссии от 20.05.2010 № 260 в ред. от 13.09.2021) (п. 4 ст. 327 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п. 9 ст. 328 ТК ЕАЭС, в Акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:

  1. сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
  2. причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;
  3. результаты таможенного досмотра (если применялась фотографирование - с приложением всех необходимых фотографий), выявленные факты несоответствия фактических характеристик заявленным сведениям;
  4. иные сведения, предусмотренные формой акта.

Акт таможенного досмотра составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается (направляется) декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо их представителям, если эти лица установлены.

В заключение своего доклада еще раз остановлюсь на сроках проведения таможенных досмотров: в целях соблюдения сроков выпуска товаров, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, для должностных лиц органов фактического контроля установлен срок завершения фактического контроля (составление Акта таможенного досмотра (осмотра) и его направление в центр электронного декларирования) не менее чем за 4 часа до истечения срока выпуска товаров, установленного п. 6 ст. 119 ТК ЕАЭС.

В связи с изложенным, призываю Вас с пониманием относиться к требованиям, предъявляемым должностными лицами таможенных постов фактического контроля в части своевременной организации мероприятий, связанных с предъявлением товаров для проведения таможенных досмотров.

Доклад окончен, благодарю за внимание».

"Альта-Софт"