02.06.20

Порты растут на удобрениях

В минувший четверг международное агентство Argus провело онлайн-вебинар «Логистика сухих грузов», где обсуждались перспективы изменения объёмов железнодорожных поставок минеральных удобрений в северо-западные порты России. Прирост поставок в отечественные порты в 2019 году более чем в три раза превысил прирост поставок в порты сопредельных государств. Полной переориентации на собственные мощности можно ожидать после завершения строительства новых терминалов для перегрузки удобрений на российском побережье.

«По итогам 2019 года производство минеральных удобрений в России достигло рекордного показателя – произведено почти 52 млн тонн груза, – рассказал в ходе вебинара старший редактор Argus Антон Антонов. – Этот показатель увеличился почти на 5% в сравнении с 2018 годом. Спрос на минеральные удобрения на внутреннем рынке демонстрирует рост, однако производство значительно превышает собственное потребление. Таким образом, доля отгружаемых на экспорт удобрений достигает почти 70% от общего объёма производства».

По его словам, ключевыми рынками сбыта продукции для отечественных производителей являются страны Латинской Америки, Европы, Африки и Юго-Восточной Азии. «Для поставок на эти рынки задействуется портовая инфраструктура. Ключевые морские порты и терминалы для экспорта минеральных удобрений расположены на побережьях Чёрного и Балтийского морей. До 90% экспорта российских минеральных удобрений приходится на порты Балтийского региона и Мурманск. Продукция отгружается в таких портах, как Рига (Латвия), Мууга (Эстония), Котка (Финляндия), Санкт-Петербург, Усть-Луга и Мурманск», – рассказал Антон Антонов.

По его словам, доля поставок в порты соседних стран занимает достаточно небольшой процент от общего объёма. Так, 64% минеральных удобрений российского производства экспортируется через отечественные северо-западные порты. Через порты Эстонии – 19%, Финляндии – 10%, Латвии – 7%.

Как рассказал «Гудку» заместитель генерального директора по продажам и маркетингу ПАО «ФосАгро» Сергей Пронин, доля перевалки продукции компании через иностранные порты очень мала. «Больший интерес для компании представляют порты на северо-западе России – в Усть-Луге, Мурманске и Санкт-Петербурге. Это обусловлено их логистическим преимуществом, в первую очередь близостью к нашим производственным площадкам. Из 6,5 млн тонн продукции «ФосАгро», идущей на экспорт, 2 млн тонн мы грузим через Мурманск, а ещё порядка 4 млн тонн – через морской порт Санкт-Петербурга и Усть-Лугу. Оставшийся незначительный объём везём через Котку», – рассказал Сергей Пронин.

«Стоит отметить, что темпы роста поставок удобрений в порты стран Балтии и Финляндии уже не те, – продолжает Антон Антонов. – Если суммарно оценить прирост в направлении портов Эстонии, Латвии и Финляндии, то он составляет 170 тыс. тонн сухих минеральных удобрений по сравнению с 2018 годом. Прирост в направлении российских портов, в свою очередь, составил почти 600 тыс. тонн».

По его словам, в России сегодня существует целый ряд инфраструктурных проектов, которые в перспективе позволят переориентировать экспортные грузопотоки минеральных удобрений на отечественные терминалы.

Крупнейший из них – комплекс компании «Ультрамар» в порту Усть-Луга, годовой объём перевалки которого в будущем составит до 20 млн тонн. Другой проект по строительству морского специализированного терминала по перевалке минеральных удобрений и апатитового концентрата в морском порту Мурманск реализуют «ФосАгро» и «Инфотек Балтика».

Гудок