27.08.13

Почему бизнес относится к логистике как к падчерице?

Согласно исследованию «Логистика в Беларуси», проведенному Консалтинговой группой "Здесь и Сейчас", значительная часть белорусских компаний до сих пор не имеет логистических подразделений и более того - вообще не считает свои затраты на логистику.

Какие еще тенденции выявило исследование? Что препятствует полноценному развитию логистики в Беларуси, почему она до сих пор остается на правах бедной родственницы и какими последствиями это чревато для компаний?

В опросе «Здесь и Сейчас» приняли участие более 100 предприятий Беларуси. Наиболее значительная часть компаний-респондентов (33%)занимаются промышленным производством, 27% - оптовыми поставками импортных товаров, 22% -розничной торговлей и общепитом.

Пожалуй, наиболее красноречивым результатом опроса можно считать то, что 43% опрошенных компаний до сих пор не имеют логистических подразделений. «Ежедневник обратился за комментарием к консультанту направления «Логистика» Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас» Ирине Лысенковой.

- Как вы оцениваете тот факт, что компании, в которых отсутствуют логистические отделы (более 40%), вообще не считают затраты на логистику (31% ) и затрудняются ответить, увеличились они или сократились за последний год?

- Данные цифры заставляют задуматься, поскольку в это число вошли не только предприятия малого бизнеса, но и достаточно крупные производственные предприятия. Я бы сказала, что это комплексная проблема. Речь идет, во-первых, об отсутствии понимания у руководителей предприятий самой сути логистики. И, во-вторых, об отсутствии грамотных специалистов в области логистики.

Безусловно, в компании должен быть отдел логистики, причем уровень компетенций руководителя отдела логистики должен быть достаточно высоким, сопоставимым с должностью коммерческого директора. Прошли те времена, когда логистику отождествляли только со складом и транспортным отделом. Понятие "логистика" более широкое и охватывает все процессы деятельности компании, которые связаны с товарным потоком. Логистика – это все от момента закупки до момента передачи товара конечному покупателя. Сегодня специалисты применяют для определения логистики обобщающий термин «Supply Chain Management» - управление цепочкой поставок. И этот термин в полной мере отражает сущность логистики.

К чему приводит отсутствие специалистов? В первую очередь - к невозможности структурировать логистические процессы и, в конечном счете - к увеличению затрат.

- А какова динамика у тех компаний, которые отслеживают расходы на логистику?

- Только 4% опрошенных отмечают сокращение расходов на логистику при сохранении товарооборота. А ведь в конечной стоимости продукта затраты на нее составляют более 70%! Естественно, основная задача логиста - это сокращение затрат в процессе продвижения товарного потока. Но, не владея информацией о текущих затратах на логистику в компании, невозможно что-то оптимизировать. Неверный расчет, некорректные цифры – и принятое решение может обернуться для компании большими потерями, как финансовыми, так и временными. А это уже потеря конкурентоспособности…

- Какой экономический эффект может дать оптимизация расходов на логистику?

- По статистике, сокращение логистических издержек на 1% дает такой же экономический эффект, как увеличение объема продаж на 15-25%. Опыт многих мировых компаний показывает, что эффективнее увеличивать прибыль именно за счет сокращения затрат. Кроме того, развитие логистического сервиса компании требует меньше средств, а на выходе дает больший эффект, чем освоение производства нового продукта.

- Что мешает компаниям использовать такой очевидный источник наращивания прибыли?

- Здесь мы сталкиваемся с основным вопросом: кто должен отвечать за логистические затраты? Ответ прост: только логист, потому что только он знает логистические процессы и может распределить затраты по месту их возникновения. Финансисты и бухгалтеры логистических процессов не знают и при традиционном способе учета разносят затраты не по месту их возникновения, а по определенным статьям учета. Эти статьи вроде бы никак не связаны с логистическими процессами, в результате чего оценить уровень этих затрат становится невозможным. Более того, многие затраты, закрепленные в учете за теми или иными подразделениями, на деле не имеют к ним никакого отношения.

- Но судя по результатам опроса, 36% компаний решают задачи по оптимизации затрат на логистику, причем в следующем году это планируют сделать уже 63% респондентов…

- Это можно было бы назвать обнадеживающим фактом… Хорошо, если директор или собственник прочел умную книжку или услышал чье-то мнение по этому поводу и понял, что сокращение издержек приведет к увеличению прибыли, решил ввести это нововведение в своей компании. Но у меня возникает вопрос: а если до сегодняшнего дня вы не считали, во что вам обходится доставка продукции до клиента или хранение каждого наименования товара на складе, то, что вы собираетесь сокращать? И кто это должен делать: финансовый директор?

- То есть вопрос упирается в нехватку квалифицированных кадров в логистике…

- Да, и это подтверждают результаты нашего опроса. Отсутствие квалифицированных кадров 37% респондентов считают основной проблемой в логистике своей компании. До сих пор в компаниях функции логистов выполняет кто угодно, но не специалисты. Кроме того, у нас традиционно при развитии бизнеса упор делается в первую очередь на продажи и финансы. Отдел логистики если и создается, то после того, как компания уже просуществовала на рынке какое-то время. Соответственно, в компании уже сформировался штат руководителей, определены их полномочия и зоны влияния. И вдруг приходит непонятно кто, и начинает забирать часть полномочий у "ветеранов ". Скажите, кто добровольно расстается с властью?

Но такой конфликт может возникнуть, если в компании ввели должность директора по логистике. А если просто взяли логиста? Это ведь уровень специалиста, даже не руководителя среднего звена. Много ли он выяснит про затраты на предприятии? Изменит ли он какие-то процессы, которые "исторически" сложились в компании? В лучшем случае директор компании скажет руководителям: "Оказывайте всяческую поддержку этому специалисту". Но чаще бывает, что специалиста "бросают в воду», мол, «плыви, как хочешь». А потом директор искренне удивляется: "А почему наш логист ничего не изменил в компании? За что же он зарплату получает?".

На мой взгляд, проблема не столько в отсутствии квалифицированных специалистов, хотя эта проблема и есть. Но все же большая проблема в том, что директора, собственники бизнеса не понимают, какое значение для их компании имеет логистика. Она не менее важна, чем финансы и продажи, а к ней относятся, как к падчерице.

- А каково состояние и перспективы контрактной логистики в Беларуси?

- Она находится на начальном уровне развития. Всего 6% компаний передали логистику в аутсорсинг. Это связано с тем, что стоимость услуг логистических операторов не соответствует уровню предлагаемого сервиса, что отметили 25% компаний, которые пользуются услугами логистических операторов.

Кроме этого, большинство потенциальных клиентов считают, что тарифы операторов на услуги очень высоки, и поэтому компании выгоднее использовать свою логистику. Но скажите, о каком сравнении может идти речь, если соответствующие расчеты не производятся? Это касается предприятий, существующих на рынке уже более 2-х лет.

С другой стороны, вновь создаваемые небольшие компании не могут позволить себе передать логистику PL-оператору, поскольку стоимость его услуг в настоящий момент перекрывает прибыль клиента. Крупные же компании, на которые рассчитаны строящиеся комплексы, имеют какую-никакую собственную логистическую инфраструктуру (склад, транспорт) и пока не планируют отказываться от собственной логистики.

Получается замкнутый круг: для снижения стоимости услуг операторам необходимо увеличивать количество клиентов. В настоящий момент средства, затрачиваемые на содержание складских комплексов, достаточно высоки. А при имеющихся расценках предприятиям невыгодно обращаться к операторам.

Ежедневник (Беларусь)