По одним правилам
На единой территории нужен унифицированный порядок организации таможенного оформления
Система таможенного оформления постепенно реформируется – это касается как законодательства, так и внешнеторговой перевозки. Правительство внесло на рассмотрение Государственной думы законопроект, подготовленный ФТС, о применении процедуры свободного склада.
– Какие главные изменения произошли в законодательстве, регламентирующем электронный документооборот между таможней и железной дорогой?
– Главная цель, которая стоит перед ФТС России, – внедрение перспективных технологий в повседневную жизнь таможенных органов. Они повысят эффективность и скорость взаимодействия таможенных органов и перевозчиков, а также сократят время проведения таможенного оформления и контроля.
Для решения этой задачи ФТС России внедрила электронный документооборот между таможенными органами и предприятиями РЖД.
Начиная с 2010 года в целях совершенствования технологий и процедур, направленных на упрощение и ускорение совершения таможенных операций и таможенного контроля в железнодорожных пунктах пропуска через Государственную границу России, ФТС России и РЖД реализуют проект по переходу на электронный документооборот.
Предполагается, что его реализация состоится в два этапа. На первом этапе эксперимента таможенные операции и соответствующий контроль с использованием документов и сведений в электронном виде осуществлялся на объектах пилотной зоны и лишь в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза (ТС). Далее аналогичный эксперимент прошёл в отношении товаров, прибывающих в Россию.
Предварительные результаты показали работоспособность предложенной модели электронного взаимодействия.
На данный момент ФТС России подготовил проект приказа «Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении железнодорожных транспортных средств и перемещаемых ими товаров в международном грузовом сообщении при представлении документов и сведений в электронном виде», который проходит внутриведомственное согласование.
Утверждение приказа позволит осуществить полномасштабный переход на электронный документооборот между таможенными органами и предприятиями железной дороги.
– Каков принцип работы электронного документооборота между предприятиями железнодорожного транспорта и таможенными органами на данный момент? Что ещё требует доработки?
– Существует несколько элементов (этапов) информационного взаимодействия.
Начинается процесс с направления в электронном виде в РЖД информации о декларациях на товары, по которым принято решение о выпуске. Получение компанией сведений становится основанием для совершения операций, связанных с погрузкой и перемещением товаров по территории России.
Далее в автоматическом режиме происходит отправка документов и сведений в таможенный орган, откуда убывают товары, а также информирование РЖД о предварительных решениях, принятых ведомством до момента фактического прибытия товаров в пункт пропуска.
Однако действующее законодательство пока предполагает дублирование всех электронных документов и сведений на бумажных носителях. После прибытия груза в пункт пропуска и по результатам таможенного контроля принимается окончательное решение об убытии состава.
В рамках эксперимента (временного порядка) при ввозе грузов происходит аналогичное электронное взаимодействие между таможенными органами и представителями РЖД. В частности, это касается совершения операций по регистрации прибытия, помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и, соответственно, завершения такой процедуры, помещения на временное хранение и выдачи товаров и транспортных средств, а также оформления временного ввоза транспортных средств международной перевозки.
– Активное электронное взаимодействие ФТС России и РЖД длится довольно долго, о каких итогах совместной работы уже можно говорить?
– Электронное взаимодействие таможенных органов и предприятий РЖД при осуществлении международных перевозок товаров железнодорожным транспортом позволяет существенно сократить сроки подготовки документов, необходимых для экспорта и импорта товаров, а также избавляет участников Внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от необходимости доставки бумажных документов на железнодорожные станции для получения или отправки вагонов.
Например, в марте 2015 года на погранпереходе Кивиярви Октябрьской железной дороги совершение таможенных операций и проведение контроля в отношении грузового железнодорожного состава (60 вагонов), убывающего с таможенной территории ТС в установленном порядке, занимало 60 минут.
В свою очередь время, которое тратится на аналогичный железнодорожный состав, оформленный в рамках эксперимента, составляет уже 29 минут.
– Каким образом железнодорожные предприятия узнают об изменениях, как они попадают в пилотные проекты, проводимые ФТС России, по отработке тех или иных новых принципов?
– Для координации вопросов взаимодействия с предприятиями РЖД, внедрения новых информационных технологий, включая электронный документооборот, в 2011 году ФТС России совместно с РЖД организовала рабочую группу по вопросам совершенствования таможенных операций и процедур под руководством заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова и вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева.
Однако, помимо представителей РЖД, к работе привлекаются и представители бизнес-сообщества, осуществляющие железнодорожные перевозки, а также федеральные органы исполнительной власти, например ФНС России.
Что касается участия заинтересованных лиц в различных пилотных проектах, то перечень их участников формируется на основании предложений РЖД по согласованию с ФТС России. Основное условие для участия в работах по электронному взаимодействию – наличие договора об электронном обмене документами с применением электронно-цифровой подписи между РЖД и грузоотправителями, грузополучателями. Такая мера нужна для обеспечения юридической значимости передаваемых в процессе информационного взаимодействия электронных сведений и документов.
– Какая работа проводится с белорусскими и казахстанскими партнёрами?
– Взаимодействие осуществляется в рамках заседаний экспертов Объединённой коллегии таможенных служб государств – членов ТС. В ходе встреч обсуждается необходимость обеспечения унифицированного порядка организации таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств на единой таможенной территории ТС, а также единообразного применения профильного законодательства ТС в пределах своей компетенции.
В рамках этой работы участники обмениваются опытом для дальнейшей разработки, совершенствования и внедрения информационных систем и технологий.
– Армения и Киргизия присоединяются к ЕАЭС (Евроазиатский экономический союз. – Ред.). Каким образом будут выстраиваться взаимоотношения российской таможни с железнодорожными перевозчиками?
– Ведомство постоянно участвует в заседаниях рабочих и экспертных групп по совершенствованию таможенного законодательства России и ЕАЭС, в которых также присутствуют представители национальных железных дорог.
К примеру, решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) «О введении обязательного предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» от 17 сентября 2013 года № 196 – это результат работы, проведённой в тесном взаимодействии с таможенными службами государств – членов ТС, специалистами РЖД и железными дорогами Белоруссии и Казахстана.
Оповещение представителей иностранных железных дорог о введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом, проводилось на площадках РЖД. В частности, такие встречи при участии должностных лиц ФТС России проводились с представителями финских и польских железных дорог.
– Кстати, система электронного документооборота с Финляндией хорошо себя зарекомендовала, планируется ли что-то ещё совершенствовать?
– В настоящее время мы запустили эксперимент по осуществлению экспортных поставок исключительно с использованием электронного документооборота на полигоне Костомукша (Россия) – Коккола (Финляндия) через погранпереход Кивиярви – Вартиус.
По сути, таможенным представителям не нужно сверять электронные и бумажные документы при перевозках окатышей железорудных (ОАО «Карельский окатыш»), а также сопровождать товары документами на бумажных носителях.
Отмечу, что в конце 2014 года были внесены изменения в статью 165 части 2 Налогового кодекса России, которые утвердили порядок подтверждения налогоплательщиками права на применение нулевой ставки по НДС.
Если ранее для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов плательщик мог представить реестр таможенных деклараций, транспортных (перевозочных), а также иных документов вместо их копий, то с 1 октября 2015 года формировать и представлять одновременно с налоговой декларацией указанные реестры можно в электронной форме.
В рамках реализации безбумажной технологии обмена данными между ФТС России, ФНС России и РЖД при подтверждении применения нулевой ставки НДС при вывозе товаров железнодорожным транспортом эксперты подготовили план мероприятий по проведению эксперимента по реализации и обмену данными.
Проект плана включает в себя, в частности, разработку технологии информационного взаимодействия между всеми участниками процесса и доработку альбома форматов электронных документов.
Таким образом, начало информационного обмена данными между ФТС России, ФНС России и РЖД в рамках эксперимента запланировано на II квартал 2016 года.
Совместный проект с РЖД – один из самых прогрессивных, передовых и перспективных. Проводимые эксперименты позволили достичь конкретных результатов – за счёт упрощения, автоматизации различных операций в ходе перевозки товаров железнодорожным транспортом сократилось время обработки документов, что позволило сэкономить реальные средства перевозчика.
Однако мы стремимся охватить весь процесс государственного регулирования, связанный с внешнеторговой перевозкой, не только со стороны таможенных органов, но и совместно с ФНС России. У нас есть понятные и чёткие цели и задачи, которые при успешном взаимодействии решатся в намеченные сроки.