23.10.06

Перевозчики поехали в Россию

Известный в Москве и регионах РФ перевозчик грузов, работающий в сфере услуг B2B, логист и владелец складов компания Armadillo на 50% принадлежит европейскому холдингу GeoPost. Холдинг почти 10 лет специализируется на доставке грузов по всей Европе. Успешный опыт Armadillo, тяга к освоению новых транспортных коридоров и развивающийся рынок перевозок в России повлияли на решение GeoPost запустить здесь еще один бренд DPD, признается Клаус Остерберг, главный исполнительный директор GeoPost по регионам Северной и Восточной Европы.

Почему GeoPost расширяет бизнес в России?

Россия это ведь один из самых перспективных мировых рынков. Большинство крупных логистических корпораций проявляют значительный интерес к России. Правда, проблемой остается специфика местного рынка, вы знаете, что многие иностранные компании хотят, но не готовы работать здесь. Потому мы предпочитаем принимать в свои ряды наиболее успешные национальные компании, которые становятся нашими проводниками на чужой земле. До сих пор у нас были только внутренние перевозки по РФ, которые осуществлялись благодаря Armadillo. Теперь же DPD наша уже известная в Европе дистрибуторская сеть, бренд и технология даст возможность подключить бизнес в России к европейской системе, мы займемся импортными и экспортными перевозками.

То есть DPD компания, которая входит в структуру европейского холдинга GeoPost, а также услуга по доставке грузов, которую теперь GeoPost с помощью своего российского оператора Armadillo собирается предоставлять в нашей стране? Насколько нам известно, между GeoPost и Armadillo заключен договор франчайзинга на предоставление этой услуги.

Совершенно верно.

Сколько вы планируете инвестировать в развитие DPD на территории России?

Если говорить о цифрах, то планируем вложить в ближайшие пять лет около 30 млн евро.

Как в российском бизнесе будут сосуществовать бренды DPD и Armadillo? Все привыкли видеть эмблему компании Armadillo, и эта же компания теперь собирается представлять бренд DPD. Или вы так и планируете оставить оба бренда?

Да, это правда, у нас много имен. Но мы все больше и больше склоняемся к тому, чтобы остановиться на DPD.

Каковы ваши планы в России? Насколько собираетесь повысить доходы за счет введения услуги DPD и за какой период?

На 40-50% каждый год обороты должны расти в течение ближайших трех лет.

Как долго существует в Европе компания DPD? И сколько лет возглавляемой вами GeoPost?

DPD работает на европейском рынке уже 30 лет. GeoPost была основана около 10 лет назад. Постепенно GeoPost выросла в холдинговую структуру, чтобы расширить сферу деятельности. Сейчас наш сервис распространяется на 45 европейских стран. В 1998 г. компания включила в свой состав DPD. До того как получить известность и распространение по всей Европе, DPD была небольшой частной немецкой компанией. GeoPost приобрела 86% акций DPD. Теперь DPD франчайзинговая сеть холдинга GeoPost. Если точнее, сама услуга, привезенная в Россию, называется DPD Classic. Кроме того, GeoPost является владельцем частных, домашних , компаний в разных странах, таких как Armadillo в РФ.

Сравним ли уровень сервиса доставки грузов в России и Восточной Европе?

Рынок в вашей стране стремительно развивается. Все повышаются требования клиентов к качеству услуг по доставке грузов. Это особенно актуально, если речь идет о доставке дорогостоящих или срочных товаров, например компьютеров, мобильных телефонов, запчастей и т. д. Более того, мы отмечаем тенденцию к сближению сегментов экспресс- и грузоперевозок. Еще существует огромный и неструктурированный сегмент грузоперевозки, где около 80% перевозчиков мелкие игроки, те же бывшие автопарки, активно использующие серые схемы работы. Никаких гарантий эти перевозчики дать не могут и привлекают дешевизной.

Какими видами транспорта вы перевозите грузы?

Это зависит от расстояния. В Россию мы везем грузы и по автотрассам, и железной дорогой. То же самое в Германию, Францию, Великобританию, Финляндию, Швецию. Авиаперевозки это более дорогой способ. Хотя для доставки посылок в Россию мы используем в том числе авиатранспорт.

Какие транспортные коридоры можно считать освоенными вашей сетью?

Основной объем грузов идет из Германии, Швеции, Нидерландов, в основном эти посылки адресованы в Москву и Санкт-Петербург. Однако доставляем посылки и из других стран, где развита сеть DPD. Из Парижа в Москву и обратно мы, например, летаем через аэропорт Шарль де Голль . Автомобильными коридорами в Россию ездим через Барселону, Стокгольм, Франкфурт. В планах дистрибуция товаров из РФ в страны Балтии. Надеемся, что сможем перевозить грузы через Польшу и Украину в Москву к 2008 г.

На первом этапе под брендом DPD из России будут отправляться грузы в 18 стран. В основном это страны ЕС и Восточной Европы, а также Казахстан, Мексика и Тунис. В дальнейшем количество стран вырастет до 35.

Крупные девелоперы складов и логисты решили создать в России сетевые проекты они хотят построить в крупных и экономически успешных городах большие дистрибуторские центры, которые бы обслуживали территорию каждого отдельно взятого региона. Такие вроде бы появятся в Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новогороде, Санкт-Петербурге и т. д. Таким образом, крупным распределительным центром в РФ будет не только Москва. Насколько оправдан, целесообразен такой проект, на ваш взгляд?

Это очень интересный проект. Рынок будет расти быстрее, если такие комплексы построят.

Честно говоря, для России строительство национальной сети крупных распределительных центров единственная возможность для дальнейшего развития логистики, так как территория страны очень велика. Концентрация складского бизнеса в Москве и частично в Санкт-Петербурге это временное явление. Компании, особенно ритейл, активно идут в российские регионы, вследствие чего качественная складская логистика выходит на первый план.

Какие транспортные коридоры вы предложили бы организовать на территории РФ?

В России можно уверенно выделить 11 развитых регионов, которые способны стать основными центрами обслуживания грузопотоков в стране. Но, разумеется, необходимо комплексное развитие всей логистической системы и ее складской, и транспортной, и информационной составляющей. Например, важными центрами должны стать Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск.

В Европе услуги GeoPost и ее партнеров для клиентов стоят дороже, чем в России?

Цены почти одинаковые. По услуге DPD Classic доставка посылки весом 6 кг будет стоить 110 евро, включая НДС и надбавку на топливо. Посылка до 1 кг 50 евро. Срок доставки, например, два дня от Москвы до Парижа, пять дней по Франции.

Компании системы DPD занимаются логистикой и девелопментом складских комплексов?

В основном этими направлениями владеет работающая в России Armadillo. В Европе же мы в основном обходимся сотрудничеством с логистическими компаниями, которые оказывают услуги по хранению перевозимых нами грузов. Очень важно, чтобы в каждой стране, где работает компания-дистрибутор, и в каждом городе у нее был логистический хаб пункт, где можно хранить товары, разгружать и загружать фуры.

Как вы оцениваете уровень работы логистов в России?

По техническому обеспечению услуги выглядят примерно так же, как в Европе, те же компьютеры, те же марки машин. Но инженерная инфраструктура, особенно качество дорог, оставляет желать лучшего. В целом уровень развития рынка логистических услуг крайне неоднороден. Есть крупные международные компании, мировые интеграторы, которые давно и успешно заняли нишу международной экспресс-доставки и задают в ней стандарты качества. Это наиболее цивилизованный сегмент рынка, хотя, конечно, он еще не выработал свой потенциал.

Можно отметить, что сейчас наблюдается тенденция к сближению сегментов в области экспресс-экспедирования и логистики. То есть крупные провайдеры стремятся оказывать полный спектр логистических услуг. Прежде всего это касается мировых интеграторов, активно разрабатывающих предложения в сфере грузоперевозок. Однако обязательными условиями для этого являются расширение собственной филиальной сети и системы агентов по всей стране, переобучение сотрудников, знание специфики работы в каждом регионе.

Ваше мнение о качестве складских терминалов, которые строят в последние годы в Москве и регионах? Сравнимо ли оно с зарубежным? И действительно ли доходность девелоперских проектов в Восточной Европе намного ниже, чем в России?

Было очень трудно найти качественное здание, когда Armadillo начала работать в России (это было 15 лет назад). К сожалению, сейчас еще осталось много советских складов. Но даже современные проекты зданий с международными инвестициями, которые называют классом А, это еще не тот уровень качества, который принят в Европе. Что касается доходности, ее ставка для девелоперов в Москве может достигать 17-20% это очень высокий показатель, инвестиции окупаются где-то за шесть лет. На европейском развитом и структурированном рынке таких показателей прибыли давно уже нет.

Возможно ли, чтобы зарубежные инвесторы складов позволяли себе экономить на качестве, развивая проекты в РФ?

Вы имеете в виду объявлять склад высококлассным, а на деле строить на уровень ниже? Я думаю, если эта проблема существует, то она не касается только зарубежных или российских инвесторов. Причиной подобного явления скорее могут стать ошибки на этапе планирования и инвестиций, сложности с проработкой юридических вопросов, непрогнозируемые экономические изменения Требования к качеству услуг от клиентов неуклонно повышаются, так что экономить нет никакого смысла.

По каким принципам вы выбираете клиентов в своем бизнесе?

До сих пор мы были компанией B2B, т. е. нашими клиентами были компании, работающие в сфере бизнеса на том или ином рынке. Но в последнее время мы думаем о том, как развить направление, обслуживающее частных лиц. Однако в России мы еще долгое время будем работать в сфере B2B. В некоторых странах мы уже ведем бизнес B2C (бизнес, ориентированный на частных потребителей. Ведомости ).

Вы собираетесь работать в дальнейшем только на страны Европы и Россию или все-таки будете открывать филиалы в других государствах и на других континентах?

Конечно, в первую очередь мы европейский холдинг. За пределами Европы инвестиции в бизнес у нас совсем небольшие. Но за последние два года мы открыли отделения в Китае, Южной Африке, Южной Америке, США и Индии. И по-прежнему находимся в поиске компаний-партнеров в разных странах, которым было бы интересно предоставлять услуги под нашими брендами и по нашим технологиям.

Кого вы считаете своими конкурентами?

Такие компании, как DHL, FedEx.

По вашему мнению, придут ли когда-нибудь в РФ международные сетевые девелоперы складов (не инвесторы и не партнерства, которые мы видим сейчас)?

Думаю, это случится. Первыми прийти могут, например, компании, которые застраивают Польшу. При условии, что в России останется благоприятным инвестиционный климат и сохранятся такие же темпы роста складской отрасли.

--------------------------------------------------------------------------------

Клаус Остерберг родился в 1951 г. в г. Пойо в Финляндии. Учился в Хельсинки и Осло, где получил степень магистра по экономике и степень по международному морскому праву.

С 1977 по 1980 г. работал в отделах продаж ряда компаний транспортной промышленности в Финляндии и Швеции. В 1980 г. пришел в стокгольмский филиал американской химической компании DuPont de Nemours на пост руководителя отдела логистики в Северной Европе. Через три года, в 1983 г., его перевели в филиал компании в Дюссельдорфе (Германия). На протяжении работы с DuPont Остерберг работал в разных подразделениях компании в отделе маркетинга, IТ, закупок и продаж нефти, осуществляя проекты в Женеве, Лондоне, Брюсселе.

С 1990 г. Остерберг работал менеджером по маркетингу в компании Шведские железные дороги . В 1993 г. был назначен управляющим директором Svelast, дочерней компании Шведских железных дорог .

В 1999 г. пришел в Baltic Logistics System International компанию, принадлежащую шведскому почтовому ведомству. В этой организации Остерберг руководил службами доставки посылок в России, Польше и странах Балтии. В 2000 г. Остерберг был назначен генеральным директором Baltic Logistics System International. С ноября 2003 г. пришел в компанию GeoPost, где в настоящее время занимает должность главного исполнительного директора по регионам Северной и Восточной Европы.

Холдинг GeoPost работает на рынке доставки посылок и экспресс-доставки в 30 странах мира под такими брендами, как DPD, Chronopost, Paqrceline, Masterlink, Armadillo, BizPak. В 2005 г. совокупный оборот холдинга составил 2,5 млрд евро. Холдинг GeoPost принадлежит французской национальной почтовой службе Group La Poste. Основным акционером компании DPD является компания GeoPost (83,32% акций). DPD обеспечивает транспортировку 1,4 млн посылок в день по собственной интегрированной сети в Европе. В сеть DPD входит около 500 терминалов в 35 странах. Автопарк насчитывает 15 000 автомобилей. Оборот компании в 2004 г. составил 1,3 млрд евро. Группа компаний Armadillo осуществляет доставку грузов в 1500 населенных пунктов на территории России. Входит в состав международной логистической компании GeoPost Group и действует в рамках альянса компаний GeoPost и турецкой Yurtici Kargo. Акционерами Armadillo являются GeoPost (50%) и Yurtici Kargo (50%). В первом полугодии 2006 г. оборот Armadillo 15 млн евро. По сравнению с аналогичным периодом 2005 г. оборот группы компаний вырос на 36%.

Ведомости 23.10.06