20.03.07

Перегонщики попали в жернова таможни

Таможенным службам, как и в советскую эпоху, Москва постоянно спускает планы по сбору таможенных платежей. Выполнят они его – хорошо, нет – по головке не гладят. Ситуация, надо заметить, абсурдная, поскольку объёмы таможенных платежей зависят от бизнеса – от того, сколько и какого товара ввозится или вывозится из страны, но не от мытарей в зелёной форме. От таможенников лишь зависит, насколько они добросовестно выполнят свою работу – больше или меньше левого груза пропустят за взятки. Получается, что план даётся в расчёте на честных таможенников за вычетом мздоимцев.

Однако когда все ресурсы исчерпаны, а взяточники с поличным не пойманы, приходится искать новые способы выполнения плана. И таковой был найден в Калининградской области.

Всем известно, что определённая часть нашего населения из года в год занимается автоперегоночным бизнесом. Некоторые специализируются на дешёвых машинах, другие – на дорогих. С каждой иномарки снимается от 500 долларов и выше. Таков бизнес.

Собственно говоря, бизнес не совсем законный. С целью минимизации таможенных платежей ввезённое из-за границы авто часто растаможивается на физическое лицо, а затем продаётся. Если такое занятие имеет систематический характер, то оно автоматически подпадает под законы, связанные с предпринимательской деятельностью. А это уже другие таможенные платежи и необходимость уплаты налогов с получаемых доходов.

Вот на этом и решили сыграть калининградские таможенники. Собрав все необходимые сведения о количестве ввезённого автотранспорта, условиях и объёмах их последующей продажи (ставились ли машины на учёт в ГИБДД, в течение какого времени продавались, где впоследствии были зарегистрированы и др.), таможенники выставили судебные иски примерно ста гражданам нашей области. Среди них есть рекордсмены. Так, один калининградец получил несколько исков на общую сумму, превышающую 46 млн руб. Есть и такие, которые за год умудрились ввезти в Россию около полутора сотен иномарок. Как правило, это были машины с возрастом от трёх до семи лет и стоимостью более 10 тыс. долларов.

С точки зрения Таможенного кодекса действия таможни обоснованны. В течение года со дня выпуска товара для свободного обращения она имеет право проверить правильность уплаты таможенных платежей на ввезённый товар (п.2 ст.361 ТК РФ). Это и было сделано. Получив необходимую информацию из официальных органов, таможенники определили, кто на ввозе иномарок делал бизнес. В оборот были взяты граждане, которые многократно заявляли на границе, что ввозят авто для использования в личных целях, что не соответствовало действительности. К таким и предъявили претензии по неуплате положенных таможенных платежей, а состоявшиеся суды по некоторым из них поддержали предъявленные иски.

Тем не менее данное решение гражданами может быть оспорено. Таможня в большинстве случаев была в курсе того, что «товарищи Ивановы и Сидоровы» занимаются постоянным ввозом автомобилей в Россию, но при этом соглашалась с избранными методами растаможки иномарок. Грамотный адвокат, по всей видимости, сможет доказать неправомерность требований со стороны таможенников. Ведь после выпуска товара для свободного обращения ограничения на его отчуждение по закону отсутствуют.

Основная проблема в этой истории заключается в том, что при продаже ввезённых автомобилей не учитывались более высокие размеры таможенных платежей, которые теперь требуют таможенники, и должникам трудно будет найти необходимые денежные средства.

Кстати, сегодня таможня уже контролирует количество ввезённых автомобилей и предупреждает их владельцев о том, как правильно их надо оформлять. А вот недоработки прошлых лет таможенники взвалили на плечи простых граждан.

Дмитрий Пискунов , "Авторынок Калининграда", №11 от 20.03.2007