18.07.06

Перегонщики машин ушли в море

Финляндия снабжает иномарками всю Россию Таможенная служба Финляндии опубликовала данные, согласно которым транзит легковых импортных автомобилей через финские порты в Россию с начала года увеличился на рекордные 77%. За первое полугодие через порты в городах Котка, Ханко и Турку в общей сложности было ввезено свыше 244 тыс. новых автомобилей. Большая часть российского автомобильного транзита проходит через порт Ханко, откуда было перевезено свыше 144 тыс. машин. Если транзит сохранит динамику роста, то к концу 2006 года в Россию через Финляндию будет поставлено более полумиллиона автомобилей.

Эксперты рынка считают, что на данный момент более 80% всего импорта новых иномарок и более 50% подержанных иномарок (исключая азиатские) в Россию проходит через порты Финляндии. В результате финские порты находятся на грани своих пропускных возможностей. Автомобили из Америки приходят в Финляндию точно по графику, сгружаются, оформляются в порту, но мы иногда не можем их забрать по 7-10 дней из-за элементарного дефицита автовозов , - сказал Газете владелец компании по продаже подержанных автомобилей из Америки. Такой ажиотаж в финских портах объясняется просто: на них переориентировались перегонщики, ранее выбиравшие маршрут через сухопутную западную границу России. Перегонщики давно искали способ быстро и безопасно доставлять автомобили из Европы, но не могли понять, какое из двух зол меньшее - оплата парома при ввозе машин через Финляндию или опасная для жизни и кошелька дорога через Польшу и Белоруссию. К концу прошлого года стало ясно, что лучше заплатить за перевоз. Поборы гаишников, как белорусских, так и российских, и таможенников стали совсем уж непомерными. Калининградские таможенники, например, придумали взвешивать запасное колесо как дополнительный груз, за который нужно платить. Оказалось, что даже в Москву автомобили выгоднее доставлять через Санкт-Петербург, поскольку столичная растаможка требует в три раза больше времени и стоит вдвое дороже. В Петербурге таможня и ГАИ проходятся всего за день, а в Москве только постановкой автомобиля на учет можно заниматься 2-3 дня.

В финском офисе Финско-российской торговой палаты Газете подтвердили доводы перегонщиков: здесь тоже считают, что транзит через Финляндию выбирают из-за более высокой скорости оформления документов и безопасности. Кроме того, они сообщили, что увеличение транзита заразило "перегонным" бизнесом многих финнов. Пользуясь счастливым стечением обстоятельств, они создают компании, которые специализируются в области транспортировки и отправки легковых и грузовых автомобилей, автобусов, трейлеров, лодок, яхт и контейнеров из США и Канады в Европу, Россию и Среднюю Азию. Российские перегонщики на финских конкурентов не в обиде: в Санкт-Петербурге как на дрожжах растут и местные компании, занимающиеся иномарками из США и Европы, и филиалы столичных и калининградских компаний. Пострадали от новой тенденции разве что российские и белорусские мздоимцы.

"Газета" 124 от 18.07.2006г.