15.06.09

Очереди на въезде в МАПП "Забайкальск отсутствуют"

Отсутствие очередей на въезде в Международный автомобильный пункт пропуска "Забайкальск" - сегодня одна из самых обсуждаемых тем среди туристов. Догадки высказываются разные. Кто-то полагает, что это связано с резким подорожанием курса юаня по отношению к рублю, кто-то объясняет ситуацию более тщательным досмотром товаров на границе.

Около 70 процентов товарооборота между Россией и Китаем обеспечивается через пункт пропуска Забайкальск. Через восточные ворота России грузы идут не только на внутренний рынок страны, но и по так называемому международному транзиту. В страны Западной и Восточной Европы. В Поднебесную везут лес, нефть и черные металлы, в Россию фрукты (их только за первый квартал ввезено более 34 тонн) овощи, обувь, техническое оборудование и изделия, изготовленные из вывезенных от нас же черных металлов. Глобальные проблемы в экономике сказались и на товарообороте.

Алексей Бочкарев, первый заместитель начальника Забайкальской таможни по таможенному контролю: "Поток перемещения в данное время существенно снизился, это связано с рядом причин, во-первых, в условиях экономического кризиса грузооборот сократился. И сократился значительно. То, что касается перемещения товаров физическими лицами, то здесь основная задача, которая стоит перед Забайкальской таможней, в настоящее время - это сокращение и прекращение перемещения физическими лицами товаров под видом товаров для личного пользования".

Схема вывозки из Китая так называемого серого импорта проста, человек, нанятый на российской стороне, получает деньги за перевозку через границу вещей. После пересечения таможенного контроля, он просто сдает товар на местный рынок. Но проблема в том, что таких людей не один десяток. Борьба с этим псевдоэкономическим явлением привела к значительному снижению таких туристов. Но теперь те, кто заинтересован в сером импорте, ищут другие каналы его доставки в Россию. Например, железнодорожными цистернами. В Китай в них везут нефть, а обратно подвешенный на веревках товар.

Юлия Филиппова, пресс-секретарь Забайкальской таможни: "Ни для кого не секрет что пассажирское направление пункта пропуска Забайкальск сейчас в зоне особого внимания контролирующих органов. С этим и связаны участившиеся попытки перемещения товаров подобным образом".

Впрочем, профессия российского челнока одна из самых древних. Человеку с баулами даже памятник поставили в Амурской области. Как утверждает скульптор, его вдохновил отнюдь не образ барыги.

Валерий Разгоняев, автор скульптуры: "Это такой собирательный образ, там конкретно никто не позировал. Просто такой обобщенный образ и все".

Теперь скульптура под названием "Предпринимателю 90-х годов" стоит в самом центре города. А в увесистый кошелек горожане бросают монеты, так на удачу.

Забайкальском крае на улыбку фортуны рассчитывают все те, кто едет за товаром сегодня. Просто на обратном пути приходиться доказывать, что товар куплен для личных целей, а не для последующей продажи. Между тем, перечень ввозимых из-за рубежа грузов в Российскую Федерацию подвержен сезонным колебаниям, за пять месяцев 2009 года на территорию России ввезли более 114 тысяч тонн продовольственных грузов.

В Китае деятельность границы, что называется, тщательно мониторят. Цель одна - попытаться выдать на гора очередную порцию ширпотреба. Но все чаще продавцы из Поднебесной говорят о том, что скоро их лавочки придется закрыть.

Лу Дзань, жительница г. Маньчжурии: "Туристов сейчас немножко, ваша граница плохо, капитана плохо. Президента плохо".

Российские водители говорят, что из-за кризиса работающие с ними партнеры особо с мнением перевозчиков не считаются. Порой поездка в Поднебесную может растянуться надолго. Причем за личный счет водителя.

Александр Топчий, водитель г. Чита: "Вперед было, что и по десять дней жили, ждали, с грузом плохо. Долго просто. То нет товара, то плахой товар у них".

Сейчас к экономическому кризису прибавилась еще и инфекционная угроза - мир вступил в пандемию калифорнийского гриппа. Пока меры профилактики ограничиваются лишь тем, что все въезжающие автомобили обрабатывают специальным раствором. Но специальные службы не исключают, что к перечню уже запрещенных для ввоза товаров могут добавиться еще несколько наименований. А это тоже повлияет на товарооборот.

ГТРК Чита ; 15.06.09