05.07.06

О заседании Консультативного совета по реализации таможенной политики

23 июня 2006 года в Федеральной таможенной службе России состоялось очередное заседание Консультативного совета по реализации таможенной политики. Совет, состоящий из представителей таможенной службы, деловых кругов, заинтересованных организаций и ведомств, собирается каждые 3 месяца для обсуждения и принятия решений по текущим вопросам таможенной деятельности. Это первое заседание, проведенное новым руководителем ФТС России Андреем Бельяниновым. На повестке дня заседания стояло три вопроса.

Первая часть заседания была посвящена обсуждению вопросов таможенного регулирования международных автомобильных перевозок. Выступивший с докладом первый вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (далее АСМАП) Алексей Васильков обратил внимание на успехи реформы системы таможенного администрирования и отметил положительные процессы, которые произошли в таможенной системе за последнее время. Обращаясь к собравшимся, он отметил: Безусловным двигателем реформы стал новый Таможенный кодекс Российской Федерации, который позволил ускорить таможенное оформление, начать процесс дебюрократизации таможенных процедур и создания наибольшего благоприятствования для добросовестных участников ВЭД .

Также было подчеркнуто, что существенно сократилось время оформления перевозки товаров в автомобильных пунктах пропуска и в местах доставки, в результате чего сократились сроки доставки грузов до получателей. Это несомненная заслуга таможенных органов, которая способствует развитию внешней торговли.

Особо отмечена проводимая совместная работа по снижению уровня нарушений при доставке товаров по процедуре МДП, доведение показателей недоставки в 2005 году до 0,008 %, что значительно ниже, чем в среднем по европейским странам. Алексей Васильков подтвердил: Это достижение представляется тем базисом, на котором следует строить перспективу либерализации таможенного оформления в международных перевозках, при этом начала работать гарантийная система МДП. По перевозкам за 2004 год оплачено обоснованных претензий на 20 миллионов рублей, и непосредственно перевозчики-нарушители оплатили около 160 претензий на сумму 35 миллионов рублей .

В свою очередь, выступая с содокладом, начальник Главного управления организации таможенного контроля (далее ГУОТК) Анатолий Галактионов поделился достижениями таможенной службы: Нами тоже проводится определенная работа. У нас действует система электронного контроля за доставкой товаров, которая включает в себя формирование электронного уведомления о товарах и транспортных средствах и направление его в таможенные органы назначения.., то есть так называемая система АСКТТ, автоматизированная система контроля за таможенным транзитом . Эта система также позволяет эффективно бороться с недоставками.

В продолжение этого вопроса рассматривалась тема требования таможенных органов по изготовлению электронных копий книжек МДП и возникающие в связи с этим материальные затраты перевозчиков.

Требование наличия электронной копии транзитной декларации, необходимой для осуществления таможенного контроля за перемещением товаров, специалисты ФТС России объясняют положениями статей 80 и 169 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ) и ряда нормативных документов, определяющих порядок совершения таможенных операций при транзите товаров. При этом замечено, что формирование электронной копии транзитной декларации (в качестве транзитной декларации может использоваться книжка МДП) перевозчиками может быть осуществлено как самостоятельно, так и должностными лицами таможенных органов, а в случае необходимости, перевозчик (экспедитор) может воспользоваться услугами таможенного брокера. При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 139 ТК РФ, такие отношения строятся на договорной основе. Главное, акцентировал внимание Анатолий Галактионов, перевозчикам необходимо работать в рамках предварительного информирования, а не вносить эту информацию на границе.., тогда не будет необходимости перевозчику обращаться к брокерам . Таким образом для оптимизации работы перевозчикам предлагается формировать электронную копию транзитной декларации самостоятельно и заблаговременно. Что касается расходов, которые несет перевозчик в ряде пунктов пропуска, ну, например, где работает подразделение Ростэка , то порой эти расходы не соответствуют тем затратам, которые несет подразделение на формирование этих копий и это несмотря на то, что нами значительно упрощена сама копия, и вместо десятка наименований товаров сейчас в ней указывается только один товар и его код , - продолжил тему начальник ГУОТК.

В качестве ответных шагов Анатолий Галактионов предложил дать поручение Ростэку провести унификацию ставок, чтобы они соответствовали тем затратам, которые несет Ростэк при формировании этих электронных копий. Если мы пойдем по этим двум направлениям, я думаю, что мы эту проблему решим , - подвел итог Анатолий Галактионов.

Другая проблема, за решением которой АСМАП обратилась к ФТС России на заседании, относится к назначению в отдельных случаях таможенного сопровождения при перевозке товаров, перемещаемых по территории России по процедуре МДП. Такое сопровождение назначается таможенными органами в соответствии с положениями Конвенции МДП (1975 года) и статьей 87 ТК РФ с целью обеспечения доставки товаров, по которым сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в случае их выпуска в свободное обращение, превышает 50 тыс. долларов США. Именно такой суммой в Конвенции МДП обеспечивается гарантия перевозки товаров и в случаи их недоставки компенсируется таможенным органам. Нельзя не учитывать, что такие меры уже позволили свести к минимуму процент недоставки товаров, о котором говорилось ранее. Это создает положительный имидж таможенных органов в глазах Европейского сообщества и поднимает авторитет таможенной службы России.

В то же время, идя навстречу пожеланиям перевозчиков, ФТС России предложила повысить предел гарантии по одной книжке МДП до 60 тыс. евро, то есть до уровня, установленного в странах Европейского Союза.

После этого будет возможно рассмотрение вопроса о применении системы управления рисками для определения перечня товаров, таможенное сопровождение которых в случае превышения предела гарантии при перевозке с применением книжек МДП не будет являться обязательным. Следующим пунктом рассматривался вопрос оплаты перевозчиками услуг складов временного хранения (далее СВХ) в автомобильных пунктах пропуска в связи с назначением им таможенного досмотра.

Таможенной службой видится решение этого вопроса следующим образом. Досмотр назначается должностными лицами таможенных органов с целью пресечения возможной контрабанды товаров и может проводиться исключительно в специально оборудованных местах. Только в этих условиях возможна идентификация товаров, проведение погрузочно-разгрузочных и иных работ. Выполнить такие операции на границе можно только на СВХ.

Соглашаясь с этими требованиями, перевозчики между тем отмечают, что существуют случаи необоснованных помещений товаров на СВХ и затягивания сроков нахождения там грузов. Поскольку все СВХ являются коммерческими структурами, то отношения лиц, в том числе перевозчиков, с ними, в соответствии с пунктом 3 статьи 108 ТК РФ, строятся на договорной основе. Поэтому необоснованное помещение грузов на СВХ приводит к дополнительным материальным издержкам перевозчиков.

Руководитель ФТС РФ Андрей Бельянинов, заострив внимание собравшихся на этой теме, заключил: Я думаю, что нам здесь надо вместе с АСМАПом серьезно поработать . АСМАП или перевозчики должны нам представлять данные о таких случаях необоснованных задержаний транспортных средств и проведения досмотров на СВХ. Мы обязаны разбираться и по каждому случаю, принимать определенные меры , -подчеркнул глава таможенного ведомства.

Еще один важный вопрос, который обсуждался на заседании, касался темы привлечения перевозчиков к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ (представление недостоверных сведений о перевозимых товарах). Этот вопрос уже неоднократно обсуждался между таможенными органами и перевозчиками. Пока единого видения решения этого вопроса не достигнуто. Перевозчики настаивают на том, что при приемке груза за рубежом у них нет возможности убедиться в соответствии сведений о грузе, заявленном в документах, с фактически помещенным в транспортное средство. Поскольку перевозчики выполняют только услугу по доставке перевозимых товаров и не заинтересованы в минимизации их таможенной стоимости, представителем АСМАПа предлагается при выявлении расхождения между данными о товарах, указанных в документах, и фактически помещенным грузом, возложить ответственность на лиц, заинтересованных в таких манипуляциях, т.е. на декларанта, грузополучателя, грузоотправителя и владельца СВХ. А в качестве меры ответственности при выявлении нарушений такой товар задерживать, и если получатель груза не востребует свой товар и не уплатит причитающиеся таможенные платежи и штрафы, то его конфисковывать.

Таможенные специалисты признают остроту этого вопроса. Решение его находится в юридической плоскости. Положениями КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена ответственность. А эти возможности обозначены в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, где в пункте 1 статьи 8 сказано, что при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной. Иными словами, на перевозчике лежит обязанность проверки того, что он собирается перевозить. А в случае, если перевозчик не имеет возможности проверить груз, он в накладной должен сделать соответствующие оговорки. Вот это и не делается. И если это не сделано, то в данном случае считается, что перевозчик уже заявил, что он проверил груз, и груз соответствует накладной. Вот в чем выражается нарушение перевозчика. При решении вопроса о привлечении его к ответственности мы следуем международным правилам и нормам нашего законодательства , - заявили специалисты таможенной службы.

В свою очередь, представители перевозчиков настаивали на другой юридической возможности. Так, если клиент-грузоотправитель находится за границей, а товар задержан таможней, как не соответствующий заявленному в документах, и помещен в рамках проверки на СВХ, и если за грузом никто не обращается, то перевозчики предлагают таможенным органам конфисковывать его. По поводу применения этой нормы предложено собраться соответствующим службам ФТС России и АСМАПа для обсуждения и разработки соответствующей нормативной базы. Ведь создав прецедент, можно будет многократно сократить недостоверное декларирование. В качестве первых шагов в этом направлении Андрей Бельянинов дал поручение подготовить и направить таможенным органам рекомендации по возбуждению и расследованию дел об административных правонарушениях в случае выявления при таможенном транзите товаров признаков правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, с учетом необходимости выявления их организаторов.

Вопрос об использовании при международных перевозках транспортных средств, зарегистрированных в Калининградской области, в связи с вступлением в силу федерального закона об особой экономической зоне в Калининградской области (от 10.01.2006 16-ФЗ) нашел понимание руководителя ФТС России.

Следует напомнить, что с момента создания в 1996 году в Калининградской области особой экономической зоны (ОЭЗ) на ее территорию было ввезено порядка 10 тысяч единиц автотранспортных средств, использовавшихся в том числе и при международных перевозках. Теперь же нормы нового федерального закона фактически запретили использование этих автотранспортных средств в прямых перевозках между иностранными государствами и остальной территорией Российской Федерации, а также при следовании транзитом через территорию Калининградской области.

Разрешение этой ситуации ФТС России видит в принятии постановления Правительства Российской Федерации О некоторых мерах государственной поддержки предприятий автомобильного транспорта Калининградской области , которым предполагается на те большегрузные автотранспортные средства, которые ввезены на территорию ОЭЗ Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и эксплуатируются уже длительный период времени, установить на ограниченный период времени сниженную ставку ввозной таможенной пошлины. После этого нам будет необходимо оформить этот транспорт в очень короткие сроки, несмотря на сложную процедуру с выдачей паспорта транспортного средства Я думаю, здесь нам надо время и необходимо укрепить соответствующие подразделения таможенных органов региона , - заметил руководитель ФТС России.

В заключении обсуждения таможенного регулирования международных перевозок, руководитель Федеральной таможенной службы России получил от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков одобрение концепции системы предварительного информирования, которую ФТС России предлагает как инструмент эффективного таможенного администрирования, позволяющего значительно сократить время прохождения товаропотоков в пунктах пропуска на границе и ускорить таможенное оформление грузов в таможнях назначения. ФТС России совместно с АСМАПом решено уже в IV квартале 2006 года провести экспериментальные перевозки с использованием представляемой АСМАПом предварительной информации и затем начать работу по новой системе взаимодействия.

Для успешной реализации проекта, с учетом рассмотренных мнений, Андрей Бельянинов поручил соответствующим подразделениям ФТС России подготовить в обозначенные сроки соответствующую нормативную базу и разработать проект Соглашения о предварительном информировании таможенных органов при перемещении товаров и транспортных средств по процедуре МДП.

Прямой диалог, состоявшийся в ходе заседания Консультативного совета, позволил найти точки соприкосновения по многим вопросам. Совместная работа ФТС РФ и деловых кругов будет продолжена. Следующее заседание намечено провести в сентябре текущего года.

Другие вопросы, обсуждавшиеся 23 июня 2006 года на заседании Консультативного совета по реализации таможенной политики, будут доведены до внимания СМИ дополнительно.

Пресс-служба ФТС РФ 05.07.06