05.12.08

О проведении заседания коллегии Северо-Западного таможенного управления

В ноябре состоялось заседание коллегии Северо-Западного таможенного управления, на котором были обсуждены актуальные вопросы деятельности таможенных органов управления. В работе коллегии приняли участие начальник Северо-Западного таможенного управления генерал-лейтенант таможенной службы М.Ю. Прокофьев, начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе советник юстиции 3-го класса С.В. Бедниченко, первый заместитель Северо-Западного транспортного прокурора старший советник юстиции И.В. Зайцев, начальник Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Северо-западному федеральному округу государственный советник Российской Федерации 3 класса В.И. Красавин, члены коллегии, начальники таможен и служб управления, а также должностные лица СЗТУ и представители таможен региона.

Особое место в повестке дня коллегии было отведено обсуждению и рассмотрению вопросов, касающихся практики и результатов работы таможенных органов Северо-Западного региона по противодействию деятельности участников ВЭД, имеющих признаки «фирм-однодневок».

Как было отмечено в ходе обсуждения данного вопроса, в основе многих правонарушений в кредитно-финансовой сфере, схем уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов, уклонения от ответственности за нарушения таможенных правил, налогового и валютного законодательства Российской Федерации, лежат механизмы, основанные на деятельности так называемых «фирм-однодневок». Негативные последствия от деятельности подобных организаций выражаются в потенциальной невозможности проведения в их отношении контрольных мероприятий, а также в невозможности последующего взыскания с таких фирм неуплаченных в доход государства обязательных платежей и причитающихся штрафных санкций и в формировании «безнадежной к взысканию» задолженности перед бюджетом Российской Федерации.

Коллегией было отмечено, что противодействие деятельности организаций, обладающих признаками «фирм-однодневок» и негативным последствиям от их деятельности, является общегосударственной задачей, решение которой находится в области проведения комплексных мер со стороны целого ряда государственных органов, в том числе таможенных органов Российской Федерации.

В качестве первоочередных мер противодействия деятельности организаций, имеющих признаки «фирм-однодневок», необходимо изменение законодательства в части процедуры государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

В российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует нормативное закрепление понятия «фирма-однодневка», а также закрепление критериев, которые позволили однозначно относить те либо иные юридические лица к рассматриваемой категории.

Основным признаком отнесения юридического лица к категории «фирм-однодневок» со стороны таможенных органов является невозможность проведения таможенного контроля после выпуска. С учетом главного негативного проявления «фирм-однодневок» как организаций, в отношении которых затруднено либо невозможно проведение таможенного контроля после выпуска товаров в силу их физического отсутствия, а также организаций, у которых в последующем формируется «безнадежная к взысканию» задолженность перед бюджетом, очевидно, что противодействие деятельности участников ВЭД, имеющих признаки «фирм-однодневок», необходимо проводить прежде всего на этапе таможенного оформления перемещаемых ими товаров. Однако выявление признаков отнесения организаций к данной категории лиц таможенными органами осуществимо только в рамках проведения контроля после выпуска товаров.

Федеральной таможенной службой сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая работу таможенных органов по выявлению лиц, таможенный контроль после выпуска затруднен либо невозможен. В соответствии с ее требованиями таможенными органами СЗТУ проведены мероприятия в отношении 2505 лиц. Вследствие усиления таможенного контроля в отношении данных лиц на этапе таможенного оформления более 80% организаций, входящих в группу риска, прекратили таможенное оформление товаров. В основном мероприятия проводятся в отношении лиц, впервые обращающихся в таможенные органы. На долю этих лиц приходится порядка 80% всех проводимых проверочных мероприятий. В среднем из 100 организаций, в отношении которых проводились проверочные мероприятия, в отношении 14 организаций делается вывод о невозможности таможенного контроля после выпуска.

По результатам проведенных на основе аналитической работы 82 мероприятий таможенного контроля после выпуска возбуждено 23 дела об административных правонарушениях, 4 уголовных дела, доначислено таможенных платежей и штрафов на сумму 3,242 млн. рублей, направлено 28 материалов в иные контролирующие органы, по которым иными органами возбуждено 17 дел об административных правонарушениях.

Помимо работы по выявлению лиц, таможенный контроль после выпуска в отношении которых невозможен либо затруднен, в рамках системы управления рисками на основании ведомственной нормативно-правовой базы таможенные органы также осуществляют активное и плодотворное взаимодействие с иными государственными органами в соответствии с требованиями ст.411 ТК РФ, в первую очередь, с налоговыми органами Российской Федерации.

Начальник управления генеральной прокуратуры Российской Федерации в СЗФО советник юстиции 3 класса С.В. Бедниченко особо отметил важность и актуальность межведомственного взаимодействия и сотрудничества на уровне налоговых и таможенных органов по данному направлению деятельности.

Первым заместителем Северо-Западного транспортного прокурора старшим советником юстиции И.В. Зайцевым было предложено выработать таможенным и налоговым органам совместные методические рекомендации по противодействию деятельности участников ВЭД, имеющих признаки «фирм-однодневок».

На Коллегии было подчеркнуто, что координацию проведения мероприятий по противодействию деятельности «фирм-однодневок» и взаимодействия таможенных органов с территориальными органами налоговой службы, министерства внутренних дел и иных контролирующих органов необходимо осуществлять через один координирующих орган, обладающий полномочиями по контролю за действиями всех перечисленных органов. Таким органом в соответствии с действующим законодательством является прокуратура Российской Федерации.

В ходе заседания была подчеркнута необходимость создания единой информационной базы данных подобных организаций для таможенных и налоговых и иных контролирующих органов, что позволит существенно повысить эффективность контроля таможенных органов в отношении «фирм-однодневок» на этапе таможенного оформления до выпуска товаров.

Коллегия отметила необходимость противодействия деятельности участников ВЭД, имеющих признаки «фирм-однодневок», на начальном этапе их создания, а не на этапе последующего контроля со стороны государственных органов за их деятельностью, когда после совершения необходимых операций организация уже имеет все предпосылки для прекращения деятельности.

В этом ракурсе проблема «фирм-однодневок» приобретает общегосударственный масштаб, и ее решение видится в мерах превентивного характера, а не в последующих безадресных санкциях со стороны государства.

Пресс-служба ФТС РФ ; 05.12.08