28.11.07

О недобросовестных поставщиках и «наивных» приобретателях

В ноябре 2007 года должностными лицами отдела таможенной инспекции Екатеринбургской таможней закончена специальная таможенная ревизия в отношении одного из торговых предприятий города, осуществляющих реализацию меховых изделий. В ходе таможенной ревизии установлен факт незаконного ввоза на территорию РФ норковых шуб китайского производства в количестве 46 единиц общей стоимостью 718 тысяч рублей. Данные товары были закуплены на торговых рынках г. Москва. Причем, московскими поставщиками товаров были представлены поддельные документы, подтверждающие факт таможенного оформления товара. В результате проверочных мероприятий довзыскано неуплаченных таможенных платежей на сумму 216,2 тысячи рублей, а информация о подделке документов направлена в органы внутренних дел по месту нахождения поставщика товаров.

Необходимо напомнить, что сегодня таможенным органам делегировано право в рамках постаудита проводить специальные таможенные ревизии в отношении торговых организаций, не занимающихся непосредственно внешнеэкономической деятельностью, но осуществляющих оптовую или розничную реализацию товаров иностранного производства. Сотрудниками Екатеринбургской таможни подобные проверочные мероприятия проводились также в отношении юридических лиц, осуществляющих реализацию меховых изделий, бытовой техники, мебели, тканей и других товаров народного потребления иностранного производства. Анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемых позволил выявить как общие закономерности организации проверенных сегментов рынка, так и характерные особенности, указывающие на использование «серых» схем таможенного оформления. К общим особенностям проведенных мероприятий можно отнести отсутствие прозрачности в системе учета и подготовки коммерческих документов со стороны московских поставщиков, а также их недобросовестность.

В ходе подобных мероприятий таможенники имеют право осматривать товары иностранного производства, требовать от проверяемого лица предоставление коммерческих документов на товары, назначать экспертизу, а в случае наличия информации о возможности незаконного ввоза налагать арест на товары до момента окончания проверочного мероприятия. Если по результатам проверки подтверждается, что товар ввезен на территорию РФ незаконно и проверяемое лицо знало или могло знать о незаконности ввоза, то принимаются меры административного или уголовного характера. Если же проверяемое лицо является так называемым «добросовестным приобретателем», то оно вправе добровольно уплатить причитающиеся таможенные платежи в отношении товаров, незаконно ввезенных на территорию РФ (и при желании выставить претензию поставщику в общегражданском порядке). Исключением являются товары, запрещенные к ввозу на территорию РФ (в том числе контрафактная продукция, либо товары, безопасность которых для потребителя в ходе проверки не подтверждена – истекшие сроки годности, отсутствие сертификатов и иных разрешительных документов). В случае отказа проверяемого лица от уплаты таможенных платежей таможенный орган взыскивает их за счет стоимости данных товаров через судебные органы. Также через суд изымаются из оборота контрафактные, либо не сертифицированные товары.

Пресс-служба УТУ; 28.11.2007