Невыносимый пост
Федеральная таможенная служба пока не выполнила распоряжение вице-премьера Дмитрия Козака о вынесении таможенного поста с железнодорожного пропускного пункта Адлер на территорию Абхазии. В ОАО «РЖД» утверждают, что при напряжённом графике завоза, который ожидается летом, это создаст трудности на станции Весёлое.
Решение о выносе таможенного поста было принято в ноябре 2011 года на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, на котором РЖД приняли на себя обязательства дополнительного завоза грузов для олимпийской стройки в 2012 году – с 12 млн до 17,33 млн тонн. При этом, учитывая ограниченную пропускную способность направления на Туапсе, компания рассчитывает завезти значительную долю инертных грузов с юга, из Абхазии на станцию Весёлое. Официально цифра составляет 2 млн тонн, однако РЖД очень заинтересованы в её увеличении, поскольку это сняло бы напряжение с российского участка маршрута. Но «узким местом» при увеличении перевозок как раз может стать ЖДПП «Адлер».
«Нужно решить вопрос с расширением его пропускной способности, поскольку, когда прибывает состав из Абхазии, он как минимум на несколько часов сразу занимает три пути, потому что два соседних при досмотре железнодорожники должны держать свободными, – говорит вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев. – Мы просили у правительства решить вопрос с вынесением таможенного и пограничного досмотра на территорию Абхазии или досматривать непосредственно на грузовом дворе, но даже это пока не сделано».
В Сочинской таможне, в свою очередь, пока не видят оснований для выноса поста.
«Анализ товаропотоков инертных материалов с начала года показал, что в сутки на станцию Весёлое прибывало не более двух железнодорожных составов, в то время как таможенный пост на ЖДПП «Адлер», несмотря на недостаточную техническую оснащённость, может обрабатывать как минимум вдвое больше составов, а при составлении графика прибытия – до восьми составов в сутки, – говорит начальник Сочинской таможни Светлана Степанова. – Поэтому сложностей с перевозкой инертных грузов, которые бы указывали на недостаточность пропускных мощностей, таможня не видит».
По словам Светланы Степановой, порядка 90% поданных деклараций обрабатывается с начала этого года всего за два часа, в остальных случаях причины задержек в том, что отключается электроэнергия. Это связано с перегрузкой сочинских электросетей во время строительства.
Тем не менее ситуация более сложная, чем представляется таможенникам. Действительно, до сих пор из Абхазии везли относительно небольшое количество инертных грузов. Причины – чисто коммерческие (об этих сложностях «Гудок» писал в номере от 11 января 2012 года). Однако в начале марта ОАО «РЖД» подписало с Абхазской железной дорогой соглашение, которое предусматривает увеличение перевозок. Как говорят в Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», даже уже утверждённые два миллиона тонн ЖДПП Адлер пропустит с трудом при условии ритмичности поставок. А о ритмичности говорить пока не приходится. За январь и март абхазская сторона уже недогрузила 136 тыс. тонн инертных материалов. Если она решит наверстать отставание в более благоприятный летний сезон, будут большие проблемы. Если абхазские компании ещё более увеличат поставки, на чём настаивает ОАО «РЖД», встанет вопрос о том, возможно ли это вообще сделать.
Гудок