14.10.05

Не изливайте душу. Жалуйтесь правильно

Таможня защищает права предпринимателей

Важная часть работы по созданию условий для добросовестной конкуренции неформальное и оперативное рассмотрение жалоб от внешнеторговых организаций и предпринимателей на действия сотрудников таможенных органов. Как это осуществляется на практике нам рассказал заместитель начальника Центрального таможенного управления Владимир Рягузов.


Накануне нашей встречи Владимир Рягузов вернулся из Брянской таможни. Он ездил туда с проверкой по конкретной жалобе. Такие проверки правовой службой ЦТУ проводятся регулярно, так как жалобы тоже поступают регулярно. Тем не менее нередки случаи, когда граждане и организации не торопятся защитить свои права в установленном законодательством порядке. В чем причина? В отсутствии информации? Не надеются на поддержку? А может, это еще одно из проявлений нашего российского менталитета? С выяснения этих вопросов и началась наша беседа.

Владимир Иванович, во время заседания круглого стола, на котором обсуждались острые вопросы взаимоотношений таможенных органов и международных автоперевозчиков, вы дали свой прямой телефон, чтобы люди мог ли передать уточненные данные по своим претензиям. Много было в последующие дни звонков?

Ни одного.

И как вы это объясняете?

Иногда людям нужно просто из лить душу. Обычная практика. Но мы не священники и не психологи. Нам нужны конкретные сведения, факты. Со своей стороны мы сделали все необходимое, чтобы участники внешнеэкономической деятельности и просто граждане могли правильно обжаловать действия таможенников. В доступных для посетителей местах на всех таможнях, таможенных постах и переходах размещены информационные стенды с порядком обжалования, необходимыми телефонами, адресами и даже готовой формой жалобы.

Более того, Центральное таможенное управление обязало всех сотрудников таможенных постов и переходов, находящихся на территории его ответственности, носить бэйджи. На них указаны фамилия, имя, отчество конкретного сотрудника и телефон доверия таможни, по которому участник ВЭД может оперативно сообщить о нарушениях, допущенных данным конкретным таможенником.

На наш взгляд, отлаженная обратная связь может свести до минимума нарушения со стороны таможенников, способствовать созданию условий для добросовестной конкуренции.

Как подобные меры отразились на статистике поданных жалоб: их стало больше или меньше?

Общее количество жалоб, поступивших в правовую службу ЦТУ в первом полугодии этого года, уменьшилось в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Связано это прежде всего с изменением законодательства. Теперь не обязательно жаловаться в вышестоящий таможенный орган можно сразу в суд. Граждане получи ли право выбирать.

Из рассмотренных в первом полугодии 2005 года только в сфере таможенного дела 84-х жалоб конкретные решения приняты по 62-м (8 жалоб направлены в другие правоохранительные органы затронутые в них вопросы не имеют отношения к таможне, и по 14 жалобам отказано в рассмотрении по существу, так как они составлены с нарушением установленного законом порядка обжалования: пропущены сроки обжалования, отсутствуют конкретные факты, жалоба анонимная), причем 40 процентов из них удовлетворены.

То есть действия таможенных органов полностью или частично признаны неправомерными. За аналогичный период прошлого года доля удовлетворенных жалоб составляла 25 процентов, то есть результативность обжалования действий таможенников со стороны граждан и юридических лиц выросла. Добросовестные участники ВЭД находят у нас поддержку.

Если действия таможенников признаны правовой службой вашего управления неправомочны ми, предпринимаются ли какие либо меры, чтобы ошибки не повторились вновь?

Обязательно. Если были допущены грубые нарушения, то мы требуем от начальников таможен про вести служебную проверку и привлечь к дисциплинарной ответственности виновных. По каждой удовлетворенной жалобе готовим разъясни тельные письма с указанием как исправить недостатки, рекомендуем провести учебу для сотрудников.

Владимир Иванович, на уже упомянутом мной заседании круглого стола вы приводили такие данные: в прошлом году ЦТУ выиграно в суде 56 процентов дел, в первом полугодии нынешнего года 65 процентов. Сама по себе динамика положительная, и к тому же эти цифры значительно выше средних аналогичных показателей по таможенной службе в целом. За счет чего это было достигнуто?

Главным образом, благодаря внимательному, неформальному отношению к жалобам и требованиям внешнеторговых организаций и граждан. Это позволяет нам еще на досудебной стадии разрешить многие споры. То есть 40 процентов удовлетворенных нами обоснованных жалоб, о которых я говорил, в суде однозначно были бы проигрышными делами. И еще очень важно мы рассматриваем жалобы оперативно. Подавляющую их часть, до 80 процентов, в течение месяца.

Большая работа ведется по консультированию, это тоже помогает в дальнейшем избежать проблемных вопросов. Только за первое полугодие этого года отделом консультирования по таможенному законодательству правовой службы ЦТУ было предоставлено 420 консультаций на 33 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Аналогичная работа ведется и таможнями региона деятельности нашего управления. Устную консультацию можно получить непосредственно в день обращения, письменную в течение месяца. Консультации бесплатные. Пользуясь случаем, еще раз сообщаю: отдел консультирования расположен в Москве, на улице Новая Басманная, в доме 23, строении 1. Устную консультацию можно получить по телефонам: 267-7859 и 263-8278.

Кроме того, сотрудники отдела консультирования часто читают лекции и проводят обучающие семинары как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для должностных лиц таможенных органов. Все это делается с одной целью чтобы жестко соблюдалось законодательство в области таможенного дела. Обязательно анализируем работу судов и по результатам их работы в течение года проверяем практически каждую таможню.

Как известно, в России нет специализированных таможенных судов. А таможенная практика многогранна и имеет свою специфику. Всегда ли постановления судов бывают оправданы?

Позиция судей и наша не всегда совпадают. Мы стремимся еще до судов отсечь те дела, которые однозначно проигрышные. Но есть спорные вопросы в применении законодательства на практике, и в каждом таком случае разбираться надо очень скрупулезно.

Возьмем, к примеру, кражи товаров из грузовиков международных автоперевозчиков. Некоторые судьи считают, что бороться с ворами дело милиции, а перевозчики в пропаже груза не виновны. Мы с такой постановкой вопроса не согласны. Существуют разумные меры безопасности, который каждый перевозчик обязан соблюдать. Какие это меры? Движение колонами в сопровождении вооруженной охраны, остановка для отдыха только в тех местах, где есть охраняемая стоянка, кузова должны быть надежно заперты на замки. Если перевозчик принял все возможные меры, а кража все равно произошла, тогда, согласны, он не виновен. Но бывают случаи совершенно анекдотичные. Водитель остановился пообедать на подъезде к Москве на Ленинградском шоссе. Во время обеда выпил водки и уснул. А когда проснулся, фура с товаром исчезла. Перевозчика совершенно справедливо привлекли к административной ответственности за недоставку груза. Понятно, что жалобу по такому делу мы удовлетворять не стали.

Или вот еще недавний пример. Фура ехала в сопровождении охраны, но хищение груза все-таки произошло. Как объяснил водитель, на него и охранника "подействовали газом". И они потеряли сознание. Но каким образом на них могли подействовать газом, если кабина фуры закрыта и расположена почти на уровне двух метров? В дальнейшем выяснилось, что на дороге голосовала девушка, и водитель решил ее подвезти. Она-то и применили против него баллончик с газом. То есть водитель не принял всех мер предосторожности нельзя подвозить незнакомых людей.

Но могу привести и другой пример. Одна столичная фирма перевозила товары из Польши через Белоруссию в Россию. На Смоленской таможне водители взяли трех вооруженных охранников из "СВТС Сопровождения" и колонной из трех машин продолжили движение в сторону Москвы. Но хотя от Смоленска до столицы езды всего несколько часов, охранники по непонятной причине заставили водителей остановиться в пути на ночлег, а утром была обнаружена кража. В данном случае фирма приняла все возможные меры безопасности. Но что охранники пренебрегут своими обязанностями и во время ночной стоянки запьют, она предвидеть не могла. Дело было прекращено. Как видите, мы стараемся объективно рассматривать жалобы.

Статья 2.1 КоАП РФ говорит о том, что можно не привлекать лицо к ответственности, если им были приняты все возможные в данной ситуации меры безопасности. Поскольку при применении на практике этой статьи наши позиции и позиции судебных инстанций часто расходятся, мы при подготовке дела в суд собираем дополнительные доказательства, и того же требуем от таможен. Например, если водитель вынужден был остановиться в пути и произошла кража, то мы выясняем, была ли поблизости охраняемая стоянка или склад, которыми он мог воспользоваться. Установлены ли на трассе соответствующие указатели...

Владимир Иванович, но ведь все дела в суде выиграть все равно невозможно.

Невозможно. Но стремиться к этому надо.

Беседовала Елена Гончарова
Журнал Таможня 17 от 13.09.05