29.02.08

Не хотите платить пошлины - идите в суд

Представители Северо-Западной таможенной коллегии адвокатов провели пресс-конференцию, на которой рассказали, что предприниматели, участвующие во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в последние годы успешно судятся с таможенниками. При этом каждое второе дело - выигрывают.

Управляющий делами коллегии Дмитрий Кузнецов объяснил такую статистику тем, что сотрудники таможни в своей работе опираются не на федеральное законодательство, а на ведомственные приказы. Причем зачастую трактуют их по-своему. В результате принимаются решения, противоречащие закону. Ну а в суде на первое место ставят не ведомственные документы, а закон. Поэтому появилось достаточно прецедентов, когда участники ВЭД оспаривают присвоенную таможней классификацию товара, в соответствии с которой взимаются пошлины. У Северо-Западной таможенной коллегии сложился устойчивый список пользователей, которые заявляют о том, что хотят вести свой бизнес прозрачно. Они чтят закон и поэтому готовы использовать все легальные каналы для отстаивания своих прав. Среди них - таможенный брокер `Шенкер`. Эта компания недавно выиграла суд у таможни как раз в связи с присвоением товарам таких кодов, которые обернулись потом завышенными платежами в бюджет.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что деятельность российской таможни имеет фискальный характер. Она должна выполнять план платежей в бюджет. А всякий план формируется от достигнутого результата. А такая система порождает желание любой ценой собрать как можно больше средств.

Это позволяет сделать и еще один важный вывод: для облегчения работы грузовладельцев в РФ создавали институт таможенных брокеров. Сегодня становится очевидным, что спорные вопросы, урегулированные с помощью брокеров, не всегда дают желаемый результат. Смещение акцентов в решении споров в правовую плоскость - индикатор, который свидетельствует о необходимости внесения поправок в деятельность таможенных брокеров.

Новая шкала координат дает дополнительный стимул к развитию сектора юридических и консалтинговых услуг, связанных с внешнеторговой деятельностью. Подобные затраты предпринимателей начинают окупаться. При этом наблюдается тенденция к консолидации представителей бизнеса, которые недовольны простоями транспортных средств на контрольно-пропускных пунктах.

Раньше за эти потери предприниматели отыгрывались на потребителях. Теперь это делать становится сложнее, потому что конкуренция заставляет оптимизировать расходы.

Деловой еженедельник "ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ" (Санкт-Петербург)