25.07.06

На работу уральских таможенников стали жаловаться в шесть раз меньше

Сегодня вектор деятельности таможенных органов целенаправленно смещен в сторону повышения уровня законности действий и принимаемых решений, а также усиления контроля за соблюдением законодательства в таможенной сфере и единообразия в его применении на всей территории государства, на любом таможенном посту.

Немаловажным фактором в плане повышения соблюдения законности в деятельности таможенных органов является эффективная защита государственных интересов в судебных инстанциях, совершенствование организации работы по рассмотрению жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

К примеру, только в первом полугодии 2006 года судами общей юрисдикции и арбитражными судами рассмотрено почти 400 дел с участием таможенных органов Уральского таможенного управления. При этом нельзя не отметить те положительные тенденции, которые наметились за последнее время. В течение двух последних лет более, чем в шесть раз сократилось количество обращений граждан и юридических лиц в суд с претензиями в адрес таможенных органов региона: с 851 в 2004 году до 136 в 2006 году. Одновременно увеличилось и количество судебных решений, принятых в пользу таможенных органов, а также число удовлетворенных судами заявлений таможенных органов по привлечению к ответственности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

В первом полугодии 2006 года в Уральским таможенным управлением заметно активизировалась борьба с ввозом и реализацией контрафактной продукции в регионе. Без преувеличения можно сказать, что определяющими в 2006 году для судебной практики таможенных органов Управления стали результаты рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с привлечением организаций и граждан к административной ответственности за нарушение авторских прав либо незаконное использование товарного знака. Они составили 17% от общего количества всех дел, рассмотренных судами. Более широкое распространение получило и развитие практики досудебного урегулирования таможенных споров то есть разрешение возникшей конфликтной ситуации с участниками внешнеэкономической деятельности и физическими лицами при обращении в вышестоящий таможенный орган. И здесь огромное значение имеет механизм ведомственного контроля за деятельностью подчиненных Управлению нижестоящих таможенных органов, обеспечивающий неукоснительное исполнение должностными лицами таможенных органов требований законодательства и соответствующих нормативно правовых актов. К примеру, за первое полугодие 2006 года было рассмотрено 17 жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц.

Из них 10 жалоб рассмотрено правовой службой Управления, удовлетворено 4. Непосредственно таможнями рассмотрено 7 жалоб, удовлетворено 6.

Стоит отметить, что в сравнении с аналогичными периодами 2004 и 2005 годов количество поступивших жалоб снизилось почти на 40 %. В 2006 году в целях повышения эффективности работы по рассмотрению жалоб правовой службой Управления разработаны и направлены в таможни методические рекомендации о порядке рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела.

Кроме того, чтобы выявить основные причин, заставляющие граждан и организации обращаться в суд, в таможнях и на таможенных постах проведено анкетирование участников внешнеэкономической деятельности и граждан в рамках акции Если таможня не права . Результаты анкетирования помогли выявить недостаточный уровень информированности физических лиц о возможности обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов в вышестоящие таможенные органы. Поэтому в целях разъяснения гражданам в доступной форме порядка обжалования правовой службой УТУ разработана специальная Памятка, которая будет размещена на информационных стендах таможенных органов, а также на таможенных постах (пунктах пропуска) и доступна для пользования.

Следует отметить активизацию в 2006 году такого способа по разъяснению порядка обжалования, как размещение публикаций на эту тему в средствах массовой информации.

Магнитогорской, Ханты-Мансийской, Курганской, Тюменской, Ямало-Ненецкой таможнями в печатных изданиях, распространяемых в регионе деятельности таможен и таможенных постов, опубликованы статьи, разъясняющие порядок ведомственного обжалования. Должностные лица Курганской и Магнитогорской таможен выступили в эфире региональных теле и радиокомпаний с тематическими сюжетами о порядке обжалования в сфере таможенного дела.

Кроме того, немало материалов, подготовленных правовыми подразделениями таможен и Управления, о порядке ведомственного обжалования и практике рассмотрения жалоб таможенными органами размещено и на новостных лентах информационных агентств в сети Интернет.

В марте 2006 года начальник отдела по контролю за соблюдением законности Н.М. Хлутчина выступила с докладом О порядке обжалования решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела, в соответствии с главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации на Консультативном совете по работе с участниками внешнеэкономических связей при Управлении, а в мае 2006 - на заседании Межведомственной Комиссии по проблемам развития внешнеэкономического комплекса Свердловской области при Свердловском областном Союзе промышленников и предпринимателей. В соответствии с решением заседания Межведомственной Комиссии по проблемам развития внешнеэкономического комплекса Свердловской области правовой службой Управления разработаны рекомендации для юридических лиц, обращающихся с жалобами на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела. В июне 2006 года на базе Челябинской таможни и на таможенном посту ЖДПП Троицк проведена акция На что жалуетесь . Несмотря на то, что за время проведения акции жалоб на работу таможенников не поступило, данную форму взаимодействия с участниками ВЭД и гражданами рекомендовано развивать дальше и использовать в регионе деятельности каждой таможни, а также на таможенных постах. Новизна этой акции в ее демократизме, возможности повысить доверие к таможенным органам в первую очередь со стороны физических лиц, наиболее незащищенных в правовом плане. Поскольку, как выяснилось, большинство обратившихся за время проведения акции за консультацией, не знали о том, что таможенные органы оказывают услуги по консультированию бесплатно. Результатом проведенной работы явилось значительное сокращение числа жалоб на решения и действия таможенных органов и должностных лиц, поданных как в Управление, так и в суды.

Так, в первом полугодии 2006 года предметом рассмотрения в судах было 38 жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, что в два раза меньше, чем за аналогичный период 2005 года. Из них, по итогам рассмотрения в первом полугодии 2006 года, удовлетворено 14 жалоб или 36,8 % - и этот результат в сравнении с прошлогодним улучшился вдвое. В 2005 году было удовлетворено 52 жалобы из 69 рассмотренных, что составило 75,4%.

Таким образом, анализируя результаты рассмотрения в судах жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов можно говорить о положительной динамике.

В первом полугодии 2006 года Управлением были рассмотрены 22 жалобы и 16 протестов на постановления таможенных органов о привлечении к административной ответственности участников внешнеэкономической деятельности, совершивших правонарушения, - это на 12 постановлений меньше по сравнению с первым полугодием 2005 года.

По существу пересмотрено 31 постановление и 13 из них (т.е. 42%) оставлены без изменений, отказано в рассмотрении 3 жалоб. Для сравнения: в 2005 году в силе было оставлено 70% постановлений. Вместе с тем, приходится признать, что в таможенных органах пока еще не обеспечен в полной мере комплекс мер, направленный на повышение авторитета ведомственного обжалования. К сожалению, сегодня, при обжаловании решений таможенных органов участники ВЭД в большей степени доверяют суду, полагая, что он является более независимым и объективным.

Хотя на фоне общего увеличения количества отмененных Управлением постановлений в связи рассмотрением жалоб и протестов снизилось количество жалоб направляемых в суды и принятие судом решений о признании постановлений таможенных органов незаконными. Так, в первом полугодии 2006 года судами было пересмотрено 43 постановления таможенных органов - это на 49 меньше, чем за аналогичный период 2005 года. По результатам рассмотрения отменено 14 постановлений или 32,6%, в 2005 году данный показатель составлял 48,9%.

Пресс-служба УТУ 25.07.2006