12.12.11

На Консультативном совете отмечалось: «Сокращение очередей на границе – проблема межведомственная»

8 декабря 2011 года состоялось очередное заседание Консультативного совета по таможенной политике при Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) в формате видеорежима. Как сообщает Пресс-служба СЗТУ, в нем приняли участие не только участники внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, но и представители бизнеса всего Северо-Западного региона.

На заседании были рассмотрены основные итоги работы таможенных органов СЗТУ после передачи им полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля и принимаемых мерах по ликвидации очередей в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также мероприятия по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе в Северо-Западном федеральном округе и плана мероприятий по поэтапному выводу из Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий региона деятельности Санкт-Петербургской таможни отдельных таможенных операций и таможенного контроля.

Открывая заседание, первый заместитель начальника СЗТУ по таможенному контролю Юрий Лямкин напомнил собравшимся о том, что Консультативный совет при СЗТУ существует с 1996 года. Таким образом, уже в течение 15 лет он содействует разработке таможенной политики в регионе, обеспечению защиты экономических интересов Российской Федерации, созданию оптимальных условий для предпринимательской деятельности, привлечению иностранных инвестиций.

В выступлении начальника службы организации таможенного контроля СЗТУ Кирилла Красильникова была дана подробная информация о том, как таможенные органы региона действовали с 29 июня 2011 года после передачи им полномочий по осуществлению отдельных видов контроля (ФЗ № 394), чтобы не допустить значительного снижения пропускной способности пунктов пропуска.

4 месяца работы показали, что время на осуществление таможенниками санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, транспортного контроля, ветеринарного надзора в среднем увеличилось в первые недели работы не более, чем на 10 - 18 минут.

В июле произошло некоторое снижение пропускной способности многосторонних автомобильных пунктов пропуска (МАПП) на 15-20%. В результате комплекса принятых мер к концу июля пропускная способность в целом достигла уровня второго квартала 2011 года.

В начале сентября 2011 года в СЗТУ был издан приказ об усилении таможенных постов региона, расположенных в наиболее загруженных МАППах, путем сокращения в их пользу штатной численности аппарата управления в количестве 48 единиц. Таким образом, все внутренние резервы и возможности таможенных органов региона, включая сокращение управленческого аппарата СЗТУ, были практически исчерпаны. Просьба выделить дополнительную штатную численность была направлена в ФТС России.

Как подчеркнул Кирилл Красильников, возникающие в ходе реализации положений Федерального закона № 394 вопросы решаются таможенными органами в пунктах пропуска в тесном взаимодействии с подразделениями Роспотребнадзора и Россельхознадзора, а также с подразделениями Ространснадзора, Росграницы и Росгранстроя. О возникающих проблемных вопросах регулярно докладывается в ФТС России.

На совместном совещании в июле СЗТУ с представителями Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и Северо-Западного территориального управления Росграницы был принят план мероприятий, направленный на улучшение ситуации на период до конца 2011 года, выработана позиция каждого из участников процесса: АСМАП - как представителя организаторов перевозок - по вопросам перераспределения товаропотоков с наиболее загруженных пунктов пропуска на менее загруженные, Росграницы – по вопросам реконструкции пунктов пропуска, модернизации каналов связи, СЗТУ – по вопросам, связанным с дальнейшим развитием системы предварительного информирования.

На Консультативном совете внимание участников заседания было обращено на тот факт, что на образование очередей автотранспортных средств перед наиболее загруженными МАПП влияет и состояние инфраструктуры автомобильных пунктов пропуска, а также примыкающих участков автомобильных дорог. Для решения данного круга вопросов СЗТУ и таможни взаимодействуют с территориальными управлениями Росграницы. Об этом говорили также в своих выступлениях заместитель председателя правления Гильдии «ПРОВЭД» Владимир Игнатьев, заместитель руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы Константин Калниньш, директор Санкт-Петербургского регионального информационного центра ИТАР-ТАСС Борис Петров.

О ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации в СЗФО, членов Консультативного совета проинформировал начальник организационно-инспекторской службы СЗТУ Алексей Марчуков.

В настоящий момент в приграничных районах Северо-Запада построены (реконструированы) и введены в эксплуатацию 10 складов временного хранения, места размещения которых отвечают требованиям Концепции. На всех этих СВХ функционируют таможенные посты либо их структурные подразделения.

С учетом значительного числа организаций – инициаторов создания автомобильных таможенно-логистических терминалов (более 20) и достаточно быстрых темпов строительства приграничной складской инфраструктуры Северо-Западное таможенное управление прогнозирует увеличение количества действующих ТЛТ как минимум в 2 раза в течение полутора – двух лет.

Положительную динамику смещения объемов таможенного декларирования товаров в сторону пограничных таможенных органов региона подтверждают следующие цифры. В январе 2009 года доля товаров, оформленных приграничными таможенными органами Северо-Запада, составляла всего 11% от общего объема ввезенных товаров. В сентябре текущего года этот показатель достиг отметки в 36%.

Вместе с тем, реализация Концепции исключительно путем развития приграничной таможенно-логистической инфраструктуры не будет столь эффективна, как того требуют современные условия, поскольку во внутренних таможнях продолжают существовать более привлекательные места для таможенного оформления товаров.

В связи с этим на повестке дня стоит вопрос об ограничении количества мест оформления во внутренних таможнях, числа должностных лиц, занятых на данном участке работы, либо количества товаров, которые оформляются во внутренних таможенных органах.

Как отметил в своем докладе Алексей Марчуков, Санкт-Петербург является наиболее сложным регионом с точки зрения работы по оптимизации количества и мест нахождения таможенных постов. Широкая номенклатура товаров, оформляемых таможенными постами Санкт-Петербургской таможни, и значительные объемы их декларирования требуют обдуманного подхода и взвешенных решений в этом отношении.

Именно по этой причине в августе текущего года в ФТС был утвержден План мероприятий по поэтапному выводу из Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий региона деятельности Санкт-Петербургской таможни отдельных таможенных операций и таможенного контроля с учетом Перечня товаров, целей использования товаров, категорий лиц, перемещающих товары, а также таможенных процедур, в отношении которых нецелесообразно применять требования об обязательном таможенном декларировании в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации.

Данный план размещен на сайте СЗТУ (http://sztu.customs.ru) и общедоступен.

Выступавшие на заседании Консультативного совета президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западу Александр Дацюк, первый вице-президент, генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Виктор Иванов предложили таможенным органам проводить обучение международных автомобильных перевозчиков электронной технологии предварительного информирования, а также ввести в состав Консультативного совета представителя пограничной службы.

Подводя итоги дискуссии, в которой приняли участие руководство СЗТУ, Выборгской таможни, представители бизнеса, Росграницы, первый заместитель начальника СЗТУ по таможенному контролю Юрий Лямкин подчеркнул, что включенные в План мероприятия по выводу из Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий региона деятельности Санкт-Петербургской таможни отдельных таможенных операций и таможенного контроля предполагают поэтапное ограничение компетенции таможенных постов Санкт-Петербургской и Балтийской таможен по совершению таможенных операций.

Ограничение компетенции таможенных постов, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, позволит увеличить объемы таможенного декларирования на таможенных постах, расположенных в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации. Это, в свою очередь, снизит нагрузку на должностных лиц внутренних таможенных постов Санкт-Петербурга и позволит оптимизировать их штатную численность для дальнейшего усиления приграничных таможенных органов.

VCH.RU