25.12.07

Мясной транзит

Одновременно с возобновлением поставок польского мяса госорганы пытаются ужесточить контроль за ввозом мясной продукции в целом. В результате между импортерами и таможней назревает крупный скандал

Поводом для беспокойства операторов мясного рынка стал приказ Федеральной таможенной службы (ФТС) от 17 октября 2007 года № 1283 «О местах декларирования отдельных видов товаров», сокративший число таможенных постов, где разрешено проводить полное таможенное оформление импортируемого мяса и мясопродуктов. По словам первого замначальника Главного управления организации таможенного контроля ФТС России Сергея Алексеева, таможенное оформление мяса должно производиться только там, где могут осуществлять полноценный контроль две службы — таможенная и ветеринарная. Для этого необходимо наличие склада временного хранения (СВХ), оборудованного холодильными и морозильными камерами, которые ветслужба признала пригодными для хранения мясной продукции. «Разумеется, — подчеркивает Сергей Алексеев, — это не означает, что каждая партия прибывшего мяса обязательно будет выгружаться на СВХ, мы осуществляем выборочный контроль исходя из системы рисков. Но если принципиально отсутствует возможность выгрузки, то в таких условиях производить таможенное оформление этого товара недопустимо».

Учитывая, что речь идет об одном из важнейших продуктов питания, к тому же весьма уязвимом с точки зрения микробиологической безопасности, с позицией таможенников трудно не согласиться. Впрочем, импортеры мясопродукции с ней и не спорят. Более того, по словам председателя Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, большинство компаний готовы помогать госорганам в совершенствовании контроля на границе, поскольку появление на рынке нелегально ввезенных партий товара бросает тень и на добросовестных импортеров. Однако у них вызвало растерянность отсутствие в новом перечне допущенных к оформлению мясной продукции таможенных постов тех таможен, через которые сегодня идет основной поток импортного мяса. Так, в список не попал ни один из дальневосточных таможенных постов Владивостока и Находки, сегодня обеспечивающих импортным мясом все Приморье (объем отечественного мяса здесь крайне незначителен). Не получила разрешения на выпуск мясопродукции и Балтийская таможня, шесть постов которой находятся на территории Санкт-Петербургского порта.

Для импортеров потеря возможности растаможивать свой груз непосредственно в порту Санкт-Петербурга стала серьезным ударом, ведь на Северо-Западный регион приходится три четверти всего объема ввозимого в Россию мяса. «Из Санкт-Петербурга, — говорит Сергей Юшин, — мясо дальше идет почти на весь рынок — на север, в центральную часть и даже за Урал». При этом практически вся продукция, поступающая морем, проходит именно через посты Балтийской таможни, поскольку сухопутным путем выгодно ввозить товар лишь из соседних стран Балтии, Украины и Финляндии. Поставки из других государств дешевле осуществлять на кораблях — даже из Европы перевозка автотранспортом увеличивает сроки поступления и себестоимость продукции. Но с 15 февраля следующего года, когда приказ ФТС вступит в силу, компаниям, импортирующим мясную продукцию, придется коренным образом перестраивать свою логистику.

Лишнее звено

В чем будут состоять эти изменения, лучше показать на примере. Один из крупнейших операторов Северо-Запада России «Митлэнд Фуд Групп» почти 90% ввозимого товара традиционно оформляет на Балтийском и Петербургском таможенных постах, подведомственных Балтийской таможне. В настоящее время схема растаможки выглядит следующим образом. Когда прибывает корабль, комиссия из таможенников и ветеринаров сначала осматривает товар прямо в трюме, при этом выписывается ветеринарное свидетельство на партию груза в целом. Затем происходит таможенное оформление, включающее проверку достоверности заявленных декларантом в грузовой таможенной декларации сведений (номенклатура товара, его таможенная стоимость, страна происхождения и т. п.), уплату таможенных платежей и в ряде случаев выборочный досмотр на рефрижераторной площадке. После окончания этой процедуры товар перегружается на автотранспорт — обязательно в присутствии представителя Россельхознадзора, который на груз в каждой машине выписывает отдельное ветеринарное свидетельство, разрешающее ввоз. И далее растаможенный товар идет получателю. По словам гендиректора «Митлэнд Фуд Групп» Дмитрия Гордеева, сегодня на таможенное оформление одного корабля уходит в среднем два-три дня, что в принципе импортеров устраивает.

Приказ ФТС лишает бизнесменов возможности растаможивать груз в месте его прибытия. Единственным путем для вывоза товара с территории морского порта становится оформление доставки, которая на языке таможенников называется внутренним таможенным транзитом (ВТТ). Суть его в том, что таможенный перевозчик — транспортная организация, имеющая лицензию ФТС, — доставляет груз на таможню, где зарегистрирован получатель, и только там осуществляется процедура растаможки. То есть у импортеров возникает еще одно звено в цепочке: не порт–склад, а порт–таможня–склад. Главное, что пугает импортеров в такой ситуации — угроза очередей и простоев машин на постах Санкт-Петербургской таможни. До сих пор здесь оформлялось лишь мясо, ввезенное автотранспортом из соседних республик, всего около 100 контейнеров в месяц, а теперь предстоит оформлять еще и значительный объем мяса, поступившего морем. Учитывая, что морской порт принимает около 20 тыс. тонн мясопродукции в сутки, ежемесячная норма таможни может возрасти до 1000 контейнеров. А так как здесь оформляется еще достаточно много других товаров: рыбы, стройматериалов, бытовой техники и так далее, — увеличение товаропотока неизбежно приведет к очередям, что особенно сильно ударит по компаниям, ввозящим охлажденное мясо, срок годности которого — 14–17 дней с даты производства.

Сергей Алексеев признает, что изменение логистики, которое потребуется от импортеров мясопродукции, выдержат лишь крупные компании, а мелкие будут вынуждены уйти с рынка. Однако, по логике таможенной службы, исчезновение мелких игроков пойдет мясному рынку только на пользу, потому что его покинут исключительно фирмы-однодневки, являющиеся основными нарушителями таможенного законодательства и поставщиками некачественного товара. В этом, собственно, и заключается ответ на вопрос, почему ФТС пошла на новые ограничения — это попытка переломить сложившуюся на российском мясном рынке крайне неблагополучную ситуацию, связанную с непомерным объемом незаконного ввоза мяса.

Мясные нелегалы

Россия сегодня, несмотря на введение с 2003 года квот для защиты отечественных производителей, по-прежнему остается одним из крупнейших импортеров мяса: по ввозу говядины мы занимаем первое место в мире, по ввозу свинины — второе (уступая Японии). «В Россию ежегодно поступает более трех миллионов тонн мяса и субпродуктов, — говорит Сергей Юшин, — и около 10 процентов этого количества ввозится нелегально». С данными эксперта совпадают цифры правоохранительных органов: по их оценке, незаконный импорт составляет 250–300 тыс. тонн мяса в год.

Таможенники причисляют мясо к так называемым товарам риска, то есть потенциально привлекательной для нарушителей продукции, за ввозом которой нужен особый контроль. Наиболее серьезный ущерб экономике России наносит так называемое недостоверное декларирование — различные ухищрения, на которые идут импортеры, указывая неверную номенклатуру или страну происхождения мясной продукции, занижая ее стоимость и объем. Переклеиваются этикетки на упаковках мясопродуктов с просроченным сроком хранения, подделывается маркировка, когда под видом проверенной продукции ввозится мясо с боен, не прошедших сертификацию российской ветслужбы, предъявляются подложные сертификаты. Скажем, польское мясо, пока было под запретом, все-таки попадало в Россию: в свободных зонах, расположенных по западной границе Украины, срезались выжженные на полутушах польские клейма, вкладывался украинский сертификат, мясо переупаковывалось и ввозилось как украинское.

Основной канал, по которому на российский рынок поступает мясная продукция, говорит Сергей Алексеев, это Балтика — Санкт-Петербургский порт, а также портовые города Латвии и Литвы: Рига, Клайпеда, Вентспилс. Прибалтийские государства, по мнению таможенников, давно грешат тем, что на их территории при перевалке груза на автомобильный транспорт происходит подмена товаросопроводительных документов. Еще одна болевая точка — Дальний Восток, откуда на рынок поступает китайское мясо, с 2004 года запрещенное к ввозу в Россию. Здесь тоже все поставлено на широкую ногу: мясо из КНР идет морем с перевалкой через южнокорейские порты, где подменяются документы. Последнее задержание произошло в начале декабря, когда управление Россельхознадзора по Приморскому краю обнаружило, что из более чем 500 канадских ветеринарных сертификатов 400 оказались поддельными и под видом канадского в страну ввозилось китайское мясо.

В свете подобных фактов решимость таможенной службы положить конец этой вольнице выглядит вполне обоснованной, однако при наведении порядка в столь значительном секторе внешней торговли важно не отрываться от реалий и, внедряя новые механизмы контроля, тщательно просчитать возможные последствия. «Излишние ограничительные меры, наоборот, провоцируют контрабанду и таможенные нарушения, поскольку рыночная потребность в мясе останется, а его цена может оказаться такова, что люди будут рисковать», — говорит Сергей Юшин. По мнению Дмитрия Гордеева, в предложенном виде ограничение мест таможенного оформления мяса, безусловно, приведет к росту себестоимости этого товара за счет лишних перевозок, оплаты ВТТ, простоя автотранспорта и т. п., что, соответственно, скажется на конечной цене. Поэтому, как представляется, наилучшим выходом в сложившейся ситуации было бы, не дожидаясь, пока недовольство импортеров перерастет в открытый конфликт с таможенными органами, ФТС, Россельхознадзору и отраслевым союзам, объединяющим ведущих операторов мясного рынка, совместно выработать алгоритм контроля, приемлемый для всех трех участников. В противном случае наибольший урон понесет четвертая заинтересованная сторона — потребитель.

«Эксперт» 25.12.07