26.10.09

Москве прошло заседание коллегии ФТС России

23 октября 2009 года прошло заседание коллегии ФТС России, на котором рассмотрены вопросы об организации таможенного оформления и таможенного контроля лесоматериалов и энергоносителей.

В 2008 году таможенные органы Российской Федерации произвели таможенное оформление экспорта древесины и изделий из них объемом 40,9 млн. т. Это на 26% меньше аналогичного показателя 2007 года, когда Россия экспортировала почти 54,9 млн. т леса и лесоматериалов.

За 8 месяцев 2009 года экспортный объем древесины и изделий из них составил около 19,5 млн. т, что на 33% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Эта ситуация объективно отражает неблагоприятно складывающуюся конъюнктуру мирового рынка, при которой практически все ведущие страны-производители и импортеры лесоматериалов столкнулись со снижением объемов производства и экспорта древесины и изделий из них.

Что касается структуры экспорта древесины, то в 2008 году 70,4% экспортных объемов приходилось на лесоматериалы необработанные (товарная позиция 4403) и 21,6% - на лесоматериалы распиленные (товарная позиция 4407). В 2009 году эта структура претерпела некоторые положительные изменения за счет увеличения вывоза лесоматериалов распиленных до 30,5% и уменьшения экспорта лесоматериалов необработанных до 55,4%.

Стабильностью характеризуется и структура стран-импортеров российского леса, наибольшие объемы которого идут в Китай, Японию, Финляндию, Эстонию и Египет. Тем не менее, отмечается изменение тенденции - сокращение объемов экспортных поставок в государства дальнего зарубежья и увеличение объемов поставок в страны СНГ. Среди стран Содружества лидирующее положение занимают Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Азербайджан.

Благодаря планомерной работе таможенных органов удалось увеличить таможенную стоимость вывозимых лесоматериалов за единицу продукции, повысить показатели средней загрузки леса, перевозимого в железнодорожных полувагонах и платформах.

Последовательно совершенствуется организация таможенного администрирования экспорта лесоматериалов. Так, проведено упорядочение мест декларирования необработанной древесины и древесины незначительной степени обработки. По состоянию на 1 октября 2009 года, такое декларирование проводится на 148 таможенных постах (на начало октября 2007 года таких постов было 668). Оставшиеся таможенные посты обладают достаточной оснащенностью для проведения полноценного таможенного контроля.

Разработаны и 29 июня 2007 года аттестованы в Ростехрегулировании четыре методики выполнения измерений (МВИ) объемов экспортируемого товарного леса.

МВИ могут быть использованы для любой системы учета и контроля объема круглых лесоматериалов, в т.ч. и электронной. Результаты измерений заносятся в систему электронного поштучного учета и применяются при таможенном контроле для сравнения с заявленными в ГТД данными. Кроме того, МВИ пригодны к применению при осуществлении таможенного контроля лесоматериалов в условиях приграничных пунктов пропуска для измерения объема лесоматериалов как с корой, так и без коры, а также с учетом фактической длины бревен.

По-прежнему актуальной остается тема продолжения и распространения эксперимента по таможенному оформлению необработанных лесоматериалов с применением системы их электронного поштучного учета.

Несмотря на очевидные преимущества электронного поштучного учета (повышение качества таможенного контроля при снижении временных и ресурсных затрат, снижение количества нарушений таможенных правил, повышение средней загрузки вагонов и пр.), распространение эксперимента сталкивается с рядом проблем, главными из которых являются:

- отсутствие на законодательном уровне требования к участнику ВЭД, осуществляющих экспортирование лесоматериалов, по обязательному применению системы электронного учета;

- затратность внедрения этой системы для участников ВЭД.

О важности обсуждённого на заседании Коллегии вопроса свидетельствует, в частности, высокий уровень криминогенности экспорта леса и лесоматериалов. Только за 8 месяцев 2009 года таможенными органами возбуждено 392 уголовных дела по фактам контрабанды леса и лесоматериалов. Нарушение таможенных правил при перемещении леса и лесоматериалов возбуждено 2241 дело об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых назначены административные штрафы на общую сумму свыше 366,6 млн. рублей.

К числу наиболее распространенных способов недостоверного декларирования относятся: недекларирование или недостоверное декларирование (занижение объемов экспортируемых лесоматериалов, декларирование особо ценных пород древесины под видом сорняковых пород); обманное использование документов (предоставление в таможенные органы поддельных фитосанитарных сертификатов, внешнеторговых контрактов и учредительных документов организаций-экспортеров).

В целом, решение проблем, связанных с оборотом лесоматериалов, необработанных или прошедших незначительную обработку, зачастую выходит за рамки компетенции таможенных органов и носит межведомственных характер.

На заседании Коллегии также обсуждена тема совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей. В период с 2006 по 2009 год эта деятельность Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ) осуществлялась в рамках решения задачи по централизации таможенного оформления нефти и нефтепродуктов.

Прежде всего, особое внимание было уделено созданию таможенных постов, подчиненных ЦЭТ, в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, что всецело соответствует Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года. Так, в 2007-2008 годах созданы и начали функционировать Южный и Северо-Западный энергетические таможенные посты, отделы таможенного оформления и таможенного контроля которых расположены в городах Новороссийске, Туапсе, Приморске и Высоцке соответственно. В нынешнем году создан Кавказский энергетический таможенный пост в Республике Дагестан. В ближайшей перспективе планируется создание структурных подразделений ЦЭТ в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.

За 8 месяцев 2009 года энергетическими таможенными постами, подчиненными ЦЭТ, оформлено 86% экспортных объемов нефти, 38% экспортных объемов нефтепродуктов, 100% экспортных объемов природного газа и 98% электрической энергии, перемещаемой по международным линиям электропередач.

Весьма перспективным является развитие технологии таможенного декларирования экспортируемых энергоносителей с использованием сети Интернет. При этом ставка делается не только на увеличение числа декларантов или числа деклараций, но и на внедрение технологии удаленного выпуска энергоносителей, которая позволит перейти к созданию системы интегрированного контроля за экспортными объемами энергоносителей (погрузка энергоносителей внутри страны, перемещение их до таможенной границы и вывоз за пределы Российской Федерации).

К числу уже планируемых к реализации проектов относятся шельфовые проекты Варандей, Каспий, Обская губа и другие. В основе создания технологии удаленного выпуска энергоносителей будет лежать единая информационная база обмена информацией между таможенными постами, подчиненными ЦЭТ, производящими таможенное оформление, и таможенными органами, осуществляющими таможенный контроль, в регионе деятельности которых расположены места погрузки или перегрузки, что в свою очередь позволит осуществить в пунктах пропуска выборочный фактический и документальный контроль на основе системы управления рисками.

В канун Дня таможенника Российской Федерации, отмечаемого 25 октября, руководитель ФТС России Андрей Бельянинов обратился к коллегам с поздравлениями, которые передавались во все таможенные органы страны в режиме реального времени по системе видеоконференций.

Пресс-служба ФТС РФ 26.10.09