04.07.13

Море требует особого внимания

Калининградская область не случайно для многих россиян ассоциируется, прежде всего, с Балтийским морем и незамерзающим портом. Морской порт Калининград является одной из визитных карточек региона. Его выгодное географическое положение – расстояние до крупнейших иностранных портовых городов на Балтике составляет от 400 до 770 км – позволяют говорить о наличии значительного потенциала, для реализации которого требуется повышение эффективности работы портового комплекса. Однако в условиях жёсткой экономической конкуренции с европейскими соседями – Литвой и Польшей – существует острая потребность в повышении привлекательности калининградского порта для морских перевозчиков. Одним из аспектов, направленных на решение этой задачи, является совершенствование таможенного администрирования в части оптимизации времени совершения таможенных операций в отношении судов и перемещаемых ими товаров.

Сегодня Калининградская областная таможня рассматривает Балтийское море как площадку для внедрения современных информационных технологий. Ориентиром в проводимой работе служат утверждённая Правительством Российской Федерации Стратегия развития таможенной службы до 2020 года и План мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования «Дорожная карта».

Одним из приоритетных направлений «Дорожной карты» является сокращение сроков таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров, ввозимых морским транспортом, и завершение таможенных операций до окончания разгрузки судна или перевалки грузов на другой вид транспорта.

Для достижения указанных целей Калининградская областная таможня практикует выборочное участие комиссии в таможенном оформлении судна. Но для этого требуется предварительное представление документов, необходимых для принятия решения таможенным органом. Сегодня, благодаря взаимодействию таможни и морских перевозчиков, большинство из них заблаговременно направляют документы, поэтому только в 5- 7% случаев таможенные инспекторы поднимаются на борт судна в составе комиссии. В остальных 93% случаях оформление судна проводится документально, с наименьшими временными затратами. Примечательно, что еще в 2011 году доля комиссионного оформления морских судов составляла 50%.

Упомянутый порядок является подготовкой к информационному обмену в рамках технологии предварительного информирования в отношении морских судов и перемещаемых ими товаров. В настоящий момент в Калининградской областной таможне проходит эксперимент по представлению предварительной информации в отношении прибывающих судов, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых ими через таможенную границу Таможенного союза. Результаты работы в условиях эксперимента показали, что оформление судна на приход при наличии предварительной информации происходит в 2,5 – 3 раза быстрее, чем обычно.

В эксперименте участвуют представители морских линий ЗАО «Линии Манн», ООО СК «Речдан», ЗАО «Маерск», ЗАО «Морской агент Цепрусс», ОАО «Трансмарин», ООО «СиЭмЭй СиДжиЭм Русь», ООО «Морское агентство «ТранАгро» и другие.

За первое полугодие 2013 года с использованием предварительной информации оформлено более 200 морских судов. И если в феврале таких судов было всего 7, то с апреля по июнь по технологии предварительного информирования в среднем оформлялось 35-40 судов в месяц.

Примечательно, что с начала проведения эксперимента таможенное оформление судов для морских перевозчиков, использующих процедуру ПИ, проводится исключительно документально, без комиссии. При этом грузовые операции и операции документального контроля начинаются одновременно с постановкой судна к причалу. К моменту окончания выгрузки товаров с борта судна завершается и документальный контроль, проставляются все необходимые отметки и документы возвращаются перевозчику.

Вместе с тем проблему сокращения сроков обработки грузов в порту необходимо рассматривать комплексно, за счет совершенствования взаимодействия между всеми участниками логистического процесса и оптимизации операций, осуществляемых ими в отношении товаров, а также за счет модернизации и развития материально-технического обеспечения порта.

Наряду с дальнейшим сокращением времени проведения таможенного контроля и таможенного оформления необходимо ускорить осуществление операций стивидорами, таможенными представителями, декларантами, минимизировать время оказания грузовых, складских, экспедиционных и транспортных услуг.

В рамках расширения области внедрения современных технологий, Калининградская областная таможня также ведёт работу с операторами морских терминалов, направленную на автоматизацию предоставления в таможенные органы отчетности о хранимых товарах. В настоящее время обеспечена возможность формирования отчетности в электронном виде и направления ее в таможенный орган через сеть Интернет. Такой порядок позволяет практически полностью отказаться от бумажных носителей информации и, тем самым, сократить временные затраты как таможенных органов, так и заинтересованных лиц. В режиме электронного представления сведений время поступления информации в таможню не превышает двух минут.

Отделение по связям с общественностью Калининградской областной таможни