23.12.20

Минераловодская таможня напоминает о возможности досудебного урегулирования споров

В процессе совершения таможенного оформления и таможенного контроля меду гражданами (организациями) и таможенными органами нередко возникают разногласия по вопросам применения таможенного законодательства.

Минераловодская таможня ориентирована на формирование эффективного механизма досудебного решения споров между гражданами (организациями) и государственным органом. К числу способов досудебного урегулирования споров относятся: обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела и механизм получения информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия).

Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) предусмотрено право любого лица обжаловать решения таможенных органов.

В целях реализации этого права в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), посвящена глава 51, раскрывающая порядок обжалования неправомерных решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела. Данный порядок не применяется в случае обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.

Согласно статье 288 Федерального закона жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в Минераловодскую таможню.

Жалоба может быть подана в течение 3-х месяцев: 1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности; 2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия.

Необходимо обратить внимание, что при подаче жалобы в таможенные органы доверенность представителя должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Как бы подробно не был составлен документ, при отсутствии таких полномочий таможенные органы отказывают представителю заявителя в рассмотрении жалобы по существу.

Срок рассмотрения жалобы таможенным органом составляет один месяц. В случае несоблюдения порядка подачи жалобы и обращения с жалобой непосредственно в вышестоящий таможенный орган, минуя таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, срок рассмотрения жалобы увеличивается до двух месяцев. Если таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, признает необходимым продлить указанный срок рассмотрения жалобы, он может быть продлен начальником таможенного органа, но не более чем на один месяц. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с указанной жалобой.

В случае несогласия с вынесенным решением по жалобе заявитель может его обжаловать в вышестоящий таможенный орган либо в арбитражный суд, суд общей юрисдикции.

Кроме того статьей 265 Федерального закона предусмотрено право лица, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лица, в отношении которого решение не принято или подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия, либо о причинах непринятия решения, бездействия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально.

Такой запрос должен быть подан в течение 6-ти месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии).

Запрос о предоставлении необходимой информации может быть подан как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ дается в письменной форме в течение 10 дней со дня его получения.

Каковы же основные преимущества досудебного порядка урегулирования спора? Во-первых, отсутствие судебных, командировочных, представительских и прочих расходов, госпошлины. Во-вторых, обращаясь в вышестоящие таможенные органы, а не в суды, граждане и участники внешнеэкономической деятельности выигрывают по срокам рассмотрения жалобы (срок рассмотрения в суде, который 6 месяцев, может быть продлен до 9 месяцев). В-третьих, есть возможность отозвать в любой момент до принятия решения по жалобе, повторная жалоба по тому же поводу может быть подана в пределах установленных сроков. При отказе от иска в суде (отзыве заявления) и прекращении производства по делу повторное обращение в суд по тем же основаниям, предмету и между теми же лица не допускается.

Преимуществами досудебного порядка обжалования являются и его простота, оперативность рассмотрения, возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа.

Пресс-служба СКТУ